История развития предпринимательства
История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах.
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554). Позже были созданы английская Ост-Индская торговая компания (1600), голландская Ост-Индская компания (1602), Компания Гудзонова залива (1670). В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникала и в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникли первые акционерные банки: на акционерных началах Английский банк и Банк Шотландии. В конце XVIII – начале XIX в. акционерная форма организации банковского дела получила широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм начала распадаться на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширялась пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становилось все труднее выживать, им оказывались не под силу нововведения, зато наибольшее развитие получали средние и крупные фирмы.
Все чаще звучит идея получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия: менеджер – руководитель, организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси, в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689–1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.
В 1890-е гг. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, и в начале XX в. предпринимательство было уже массовым явлением. Предприниматель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным.
В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу XX в. в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективной формы собственности – акционерными, паевыми, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны "Продамет", "Продвагон", "Продуголь", товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьской – началась ликвидация рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – нэп (1921 – 1926). Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 1990-е гг. началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР "О собственности в РСФСР", в декабре 1990 г. – Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.
Говоря о современном, третьем этапе в развитии предпринимательства (с 1970-х гг. и до наших дней), можно выделить пять характерных тенденций.
1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к "индивидуализации" потребления, что в свою очередь вызывает сокращение массового и рост мелкосерийного производства. В этих условиях малое предприятие, должным образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство.
2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы, созданные с учетом новейших технологий, уже не предъявляют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевление современных средств производства существенно снижает инвестиционный барьер для создания и начального этапа развития нового предприятия.
3. Существеннее изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего передовую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие творческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. В условиях малого бизнеса весь цикл (изобретение – освоение – готовый коммерческий продукт) существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем – в 1,5–2 раза).
4. Радикальное изменение государственного подхода к малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие.
5. Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практиковать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимости рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных расходах и др.
Наблюдается рост сотрудничества крупного бизнеса с малыми и средними компаниями в рамках различного рода договорных отношений. Особенно это получило развитие в деятельности японских и немецких компаний, где непрерывно растет доля мелких поставщиков комплектующих деталей и изделий в стоимости готовой продукции крупных предприятий. Определенную роль сыграло и развитие системы франчайзинга, о чем подробно будет рассказано ниже.
За последние годы наблюдается последовательный рост удельного веса частных предприятий и организаций в общем их числе. Так, если на конец 1995 г. доля частных предприятий и организаций составляла 63,5%, в 2000 г. – 75,8, то на 1 января 2011 г. их удельный вес в общем числе предприятий и организаций составил 85,1%.