Лекция 5. История правового регулирования экологических отношений
Экологическое законодательство является сегодня одной из наиболее динамично развивающихся сфер нормотворчества органов государственной власти РФ ее субъектов. Вместе с тем проблемы правового регулирования отдельных направлений экологических отношений возникли не в современную эпоху, поэтому целесообразно рассмотреть этот вопрос в исторической ретроспективе.
Для удобства пользования, а также учитывая особенности государственного устройства страны в конкретно взятый временной отрезок, рассмотрим становление и развитие правового регулирования экологических отношений исходя из следующей периодизации:
досоветский период (до 1917 г.);
советский период (1917-1991 гг.);
современный период (1992 г. - настоящее время).
Досоветский период
Из истории государства и права известно, что неотъемлемым атрибутом государства служит наличие установленных публичной властью правовых предписаний, призванных регламентировать общественные отношения в той или иной сфере.
Поскольку в период зарождения государственности на территории России природные богатства являлись едва ли не основным объектом собственности и средством существования, правовое регулирование не могло обойти стороной и вопросы природопользования и охраны природных ресурсов, которые, естественно, осуществлялись с позиции их понимания на бытовавшем тогда уровне правосознания.
К числу первых писаных нормативных источников российской государственности относится "Русская правда" (1016 г.), в которой, в частности, говорится о штрафе за уничтожение или повреждение борти (дупла), наполненной сотами с медом. В свою очередь Соборное уложение (1649 г.) отождествляло с кражей чужого имущества ловлю рыбы в чужом пруду, а также добычу бобров и выдр, за что предусматривались телесные наказания. Среди охраняемых законодательством в Средние века природных объектов на территории страны следует выделить также леса, которые имели, в том числе, и оборонное значение.
С ростом городов в XVII в. начинают устанавливаться правила санитарно-эпидемиологического характера, призванные обеспечить чистоту на территориях населенных пунктов и предписывающие своевременно убирать с улиц и хоронить падший скот и иных животных.
А в XIX в. появляются первые нормы, призванные упорядочить процесс размещения и функционирования промышленных производств. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) предусматривало серьезные негативные последствия для того, кто осуществляет строительство в городской черте либо вверх по течению рек предприятий, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие. Таким образом, пытались не допустить ухудшения среды обитания городского населения.
Вместе с тем рассматриваемый период можно охарактеризовать отсутствием комплексного подхода к регулированию общественных отношений в сфере экологии. Разработанный в 1915-1916 гг. первый в российской истории проект закона об охране природы не был реализован.
Советский период
Советский период характеризуется заметной активизацией нормотворчества в экологической сфере, однако, по оценкам ученых, примерно до 1970-х гг. приоритет отдавался природоресурсным вопросам. В целом это было обусловлено необходимостью закрепить монополию вновь созданного государства на все природные ресурсы на его территории.
Начало советскому периоду в экологическом законодательстве положили декреты Совета народных комиссаров РСФСР: "О земле" (1917), "О лесах" (1918), "О санитарной охране жилищ" (1919), "О недрах земли" (1920), "Об охоте" (1920), "Об охране памятников природы, садов и парков" (1921).
Вместе с тем начинается работа над отраслевой кодификацией, к первому этапу которой можно отнести принятые в 1922 г. Земельный кодекс РСФСР и в 1923 г. Лесной кодекс РСФСР.
В 1960 г. был утвержден первый законодательный акт природоохранного характера - Закон РСФСР "Об охране природы в РСФСР".
Второй этап кодификации в советском периоде пришелся на 1970-е - начало 1980-х гг., когда были приняты Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972), Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), законы РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (1982) и "Об охране и использовании животного мира" (1982). В этом проявился комплексный подход к проблемам правового регулирования экологических вопросов на законодательном уровне.
Однако, по оценкам ученых, советский период в целом характеризовался преобладанием в числе регуляторов общественных экологических отношений подзаконных актов. К их числу можно отнести совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов", от 1 декабря 1978 г. "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" и от 7 января 1988 г. "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в которых закреплялась необходимость осуществления планирования природоохранных мероприятий и совершенствования экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, предусматривалось образование единого координирующего природоохранного органа - Государственного комитета СССР по охране природы.
Особо следует выделить ЗК (1991), законы РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991) и "Об охране окружающей природной среды" (1991), которые можно отнести к законодательным актам переходного периода, положившим начало современному экологическому законодательству РФ.