"История государства Российского"
31 октября 1803 г. 37-летний Карамзин Высочайшим указом получает должность историографа с пенсией (три тысячи рублей), равной профессорскому жалованью. Перед ним открываются все архивохранилища и библиотеки. В скромно обставленном кабинете на втором этаже барского дома в подмосковном Остафьево, имении отца своей новой жены Е. А. Вяземской, совершает Николай Михайлович подвиг ученого-историка.
В своем труде исследователь не только поставил задачу художественного воплощения истории, повременного литературного описания событий, но и объяснения их "свойств и связи". Он руководствовался следующими принципами: любовь к Отечеству, как части человечества; следование правде истории; современный взгляд на события прошлого: "что есть или было, а не что быть могло"; комплексный подход к истории, т.е. создание истории общества в целом. Движущая сила исторического процесса, по Карамзину, — это власть, государство. Весь русский исторический процесс является борьбой самодержавия с народоправством, олигархией, аристократами и уделами. Единовластие представляет сбой стержень, па который нанизывается вся общественная жизнь России. Разрушение единовластия всегда приводит к гибели, возрождение — к спасению. Самодержавие олицетворяет собой порядок, безопасность и благоденствие. Неслучайно его "История" называется российской, а не русской. В сочинении нет идеи избранности русского народа и национального нигилизма. Он сумел удержаться на объективном уровне подхода ко всем народам России и Европы.
Работа над "Историей" шла интенсивно. К 1811 г. Карамзин написал почти восемь томов, но события 1812—1813 гг. временно оборвали работу. Только в 1816 г. он поехал в Петербург, имея уже девять томов, и приступил к изданию первых восьми, как законченной цельной части своей "Истории".
"История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровения и правил; завет предков к потомству, — так начинает Карамзин свой труд. — Правители, законодатели действуют по указаниям истории... Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество, и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление... Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей... она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества. — Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума".
Итак, поставлена политико-назидательная задача. История для Карамзина служит нравоучению, политическому наставлению, а не только научному познанию; ее назначение — утверждение сильной монархической власти.
Живописность и искусство также характеризуют исторические взгляды Карамзина. История России богата героическими яркими образами, она — благодатный материал для художника. Показать ее в красочном, живописном стиле — задача историка. Основные элементы в понимании истории Карамзин заимствовал из XVIII столетия, предшествующего современному ему этапу в развитии истории. Однако историческая наука прошла уже значительный путь, и, конечно, нельзя было вовсе обойти две основные проблемы исторической науки, к разрешению которых через наследие прошлого настойчиво пробивалась историческая мысль, — проблему источника и проблему исторического синтеза. Здесь очевидно противоречие между требованием научной документации и литературно-художественным направлением. II. М. Карамзин нашел этому противоречию своеобразное разрешение, разделив свою историю на две самостоятельные части. Основной текст — литературное повествование — сопровождался в приложениях самостоятельным текстом документальных примечаний.