Японское искусство периода модернизма
В тот период, когда в Европе и в России господствовали модерн, символизм, акмеизм, футуризм, литература внутреннего монолога, имажизм (рубеж XIX и XX вв. и первые два десятилетия XX в.), в японской живописи развивались два направления - традиционное "нихонга" и европейское "ёга".
Мастера традиционного направления и стиля "нихонга" (Тэссай Томиока, Тайкан Ёкояма и др.) развивали принципы средневековой декоративной пейзажной живописи.
Художники направления и стиля "ёга", ориентированного на европейские традиции, часто обучались за границей. К ним относятся мастера масляной живописи Сотаро Ясуи, Рюйдзабуро Умэхара, Сэйки Курода.
Творчество художников стиля "ёга" в начале века находилось под влиянием импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма.
Неомодернизм. Человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком
Особенности неомодернизма как художественного движения
Период неомодернизма начинается в середине 10-х годов XX в. и его наступление и особенности обусловлены безумием начавшейся Первой мировой войны. Это событие похоронило гуманистические надежды человечества на возможность достижения спокойной и счастливой жизни людей. Искусство вступило в новый период глубоких разочарований и сомнений в разумности homo sapiens. Через 21 год после окончания Первой мировой войны, как только подросло новое поколение солдат, началась Вторая мировая война, еще более ужасная, чем Первая. И это усугубило мировой гуманитарный кризис, углубило социальные разочарования и страдания и беспокойства художественного сознания за судьбу человечества, хотя победа над фашизмом подарила людям глоток свободы и радости.
В период неомодернизма все авангардистские художественные направления исходят из такого понимания действительности: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. В этот период развиваются авангардистские художественные направления, утверждающие безрадостные и пессимистические художественные концепции мира и личности: дадаизм - мир - бессмысленное безумие; экспрессионизм - отчужденный человек во враждебном мире; конструктивизм - человек в среде отчужденных от него индустриальных сил; сюрреализм - смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире; экзистенциализм - одинокий человек в мире абсурда; литература "потока сознания" - духовный мир личности, не сопряженный с реальностью; неоабстракционизм - поток сознания, запечатленный в цвете.
Для произведений модернизма и неомодернизма характерно активное сотворчество читателя. Поэтика модернизма и неомодернизма рассчитана на активное соучастие читателя.
Дадаизм. Мир - бессмыслица и безумие
Что такое дадаизм
Дадаисты говорили "Что такое дада - вопрос недадаистический. Дада нельзя понять, его нужно пережить". Лидер
и главный теоретик нового художественного направления Тристан Тцара (1896-1963) утверждал: "Нормальное состояние человека есть Дада"; "Дада вседоступен". Гуго Балль утверждает, что дада - интернациональное слово. Только слово. Слово как движение. Все просто до ужаса. Создать из этого направление в искусстве - значит предвосхитить многие трудности. Дада - психология, дада - литература, дада - буржуазия, и вы, уважаемые поэты, творившие при помощи слов, но никогда нс творившие само слово, вы тоже дадаисты. Дада - мировая война и бесконечность. Дада - революция и отсутствие начала. И вы, друзья, вы тоже дада.
Дадаизм - художественное направление, возникшее в годы Первой мировой войны как попытка отвергнуть предшествующую культуру, приведшую к мировой бойне, как попытка художественной бессмыслицей ответить на бессмыслицу войны. Есть несколько версий возникновения названия нового направления. По одной из них термин предложил Ж. Арп: dada (дада)1 - слово детского лексикона - игрушка, соломенная лошадка. Другая трактовка: мужское начало, приписываемое новому искусству, противостоящему старому искусству с его женским началом - mama; главный смысл термина - "ничто". Есть еще одна версия происхождения термина: Тцара проткнул словарь Ларусс ножом и то слово, на котором острие ножа остановилось, стало названием нового художественного направления. "Попытки избежать словесных клише привели к созданию "бессмысленных" текстов" (Baruet S., Berman М., Burto W. А Dictionary of Literary. Dramatic & Cinematic Terms. Boston, 1971). Тцара подчеркивал: "Дада ничего не обозначает, нечего терять время из-за слова, которое не имеет смысла". Главное в другом - что под ним понимали сами дадаисты. Дадаизм - художественное направление, зародившееся в среде интернациональной анархической молодежи (румыны - поэт Тристан Тцара и архитектор, писатель, художник Марсель Янко, эльзасцы - скульптор, живописец, поэт Ханс Арп и его жена художница Софи Таубер, немцы - писатели и политики Гуго Балль и Рихард Хюльзенбек, В. Сернер, М. Дюшан,
Г. Гросс, Гартфилд и др.). Дадаизм - плод деморализации интеллигенции.