Лекция II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
При изучении главы 2 студенты обретут следующие знания и умения, овладеют соответствующими навыками.
Студент должен знать:
1. Как зародилась философская мысль.
2. Основные школы и направления древнеиндийской философии.
3. Особенности древней китайской философии.
4. В чем своеобразие восточной философии в сравнении с западной.
Уметь:
1. Анализировать своеобразие древнеиндийской и древнекитайской философии.
2. Проводить различие между разными типами философского мышления.
Владеть:
1. Навыками самостоятельного компаративистского анализа философского текста.
2. Техникой герменевтического истолкования философских текстов.
Зарождение философской теоретической мысли
До недавнего времени ответ на вопрос, когда возникла философия, казался очевидным. Конечно же, в античной культуре, где, собственно, появился и сам термин. Тогда почему говорят о китайской, индийской философии, которые имеют гораздо более древние истоки? Есть ли, вообще говоря, принципиальное различие между уходящими в глубь веков религиозными системами и классическим идеалом античной философии.
Человек рожден философом. Однако, чтобы отметить рождение философии как исторического явления, нужен какой-то другой критерий. Возможно, нужно обратить внимание на появление философских сюжетов в религиозных и литературных произведениях или специфических подходов к ним. Очень плодотворным будет в этом случае сопоставление различных культур. Чем дальше они будут отстоять друг от друга, тем контрастнее и очевиднее будут их специфические и общие черты. Исключительно важную роль для самопознания философией себя сыграла встреча с Востоком.
Сделаем уточнение, ведь Восток не одна страна и не один материк. Надо говорить о восточных культурах. Мы видим здесь огромное расхождение в понимании мира, природы, человека. И тем не менее можно видеть и определенные магистральные пути совершенно противоположных культур. Человечество у своих истоков располагало различными альтернативами исторического развития и могло раскрыть богатейший потенциал этих возможностей. В определенной мере это и было сделано.
Человек мог попытаться развить свою биологическую природу. Как природная особь, он обладает пластичной физической массой. Ни одно животное не способно заниматься культуризмом или бодибилдингом, т.е. в прямом смысле слова строительством собственного тела. Биологическая природа человека позволяет менять очертания тела, развивать мускулы, перестраивать организм. Человек мог бы отправиться в историю по этому "маршруту" и в результате создать так называемую биологическую цивилизацию.
Но европейский человек избрал иной путь. Им завладела жажда познания и порабощения мира. Он доверился познающему уму, механизмам, с помощью которых рассчитывал усилить собственное могущество. Однако в этом расчете не на себя, а на рычаг, на колесо, на некое устройство он в какой-то мере потерял себя.
Однако Восток предложил еще один вариант исторического выбора. Человек способен мобилизовать все внутренние ресурсы на постижение своего духа. По этому пути пошли некоторые древние народы, о чем свидетельствуют созданные ими религии. Они предписывают индивиду полное слияние с космосом, с чем-то изначальным и всеобщим. Покорность миру, стремление раствориться в нем, услышать в сферах духа звучание всей Вселенной – таковы установления древних восточных религий.
Вместе с тем в философии неоднократно проводилась мысль о единстве человеческой истории, о некой общей пружине ее развертывания, несмотря на специфику отдельных регионов и культур. Немецкий философ К. Ясперс в книге "Истоки истории и ее цель" развивает идею так называемого осевого времени. По мнению философа, в период с 800 до 200 г. до н.э. определились не только своеобразные маршруты разных культур, но выявились также проблемы всего последующего развития мировой цивилизации.
В этот период выявились три очага мировой культуры, и именно поэтому возникли религиозно-этические учения, в которых содержались принципиально новые ценности (по отношению к прошлой истории). Эти ценности оказались глубокими и универсальными. В восточносредиземноморском (протозападном) регионе обнаружились учения палестинских пророков, иранца Заратустры и греческих поэтов, философов и историков. В индийском регионе – проповедь Будды. В Китае – даосизм и конфуцианство. В отличие от Альфреда Вебера (1868–1958), который резко противопоставлял западную культуру, с ее греко-иудейской основой, другим древневосточным культурам, К. Ясперс проводил мысль о соотношении трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского.
По мнению К. Ясперса, впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивида отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по вере, содержанию и внутренней структуре своего учения.
Формирование западного и восточного стилей философствования
Индийская цивилизация представляет собой действительно иной тип культуры и истории, отличающийся от европейского, который у нас – осознанно или неосознанно – считается эталоном. В нашем сознании глубоко укоренена мысль, будто мировая история развивается по европейскому образцу. Все наиболее значительные достижения человеческого духа – наука, философия, демократия – родились именно здесь, на Западе. Восток же медленно идет по заданному Европой маршруту. Ось мировой истории проходит через Европу.
Такой взгляд на человеческую историю получил название европоцентризма. Многие столетия он казался безупречным. Ведь классический театр, классическая музыка, балет тоже родились в Европе. Один исследователь заметил: у зулусов нет своего Шекспира. Однако это заявление вызвало протест. Критерии культуры разнообразны. Во многих странах расцвет человеческого духа протекал своеобразно, в иных формах. О. Шпенглер отвергал привычную для западноевропейца схему, согласно которой высокоразвитые культуры совершают свой бег вокруг нас как вокруг скрытого центра всех мировых событий.
Некоторым философам кажется, что этот спор Запада и Востока сегодня решен окончательно. Все страны мира продвигаются в направлении так называемой постиндустриальной цивилизации. Похоже, восточный вариант исторического развития потерпел поражение. Но это совершенно ошибочно. История не завершилась. Она ищет свои пути и нередко поражает человечество своей неожиданностью.
В Индии другие ритмы истории и иные узоры политических границ. По своему культурному многообразию этот субконтинент вполне можно сравнить с Европой. Так, например, лингвисты насчитали здесь не менее 200 различных языков и порядка тысячи диалектов и говоров. Но вот что парадоксально. Огромные разнородные массы людей живут в пределах всего лишь трех крупных (и двух относительно небольших) государств, а не в трех с лишним десятках государств, как европейцы.
Что касается такого феномена, как религия, то в южной Азии он тоже представляет большое разнообразие, большую разновидность, чем в Европе. Традиционный индуизм (это слово имеет разные значения) в отличие от так называемых мировых религий – буддизма, христианства и ислама – никогда не был обращен ко всему человечеству. В нем вовсе и не было такого собирательного понятии. Даже слово "человек" воспринимается в индуизме по-иному, чем, скажем, в христианстве или исламе.
Люди, даже те, которые издревле живут в Индии, не представляют собой одну общность. Они принадлежат к различным группам, которые назвали португальским словом "каста". В индийской культуре многие философские сюжеты трактованы иначе, чем в европейской.