Лекция 3. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Европейская культура в значительной степени являет собой развитие традиций, заложенных уже в античности. Опосредованные средневековыми интерпретациями, античные философские взгляды оставались предметом рефлексии в Новом времени, соответственно повлияв и на современный философский дискурс. Как это видно на примере неотомизма, связанного с аристотелевской метафизикой, философские парадигмы античности оказались достаточно универсальными для того, чтобы существовать в различных культурно-политических условиях. Что касается эстетики, то и здесь мы должны констатировать наличие существенного влияния античной эстетической мысли на выработку общеевропейских представлений о прекрасном, наличие которых позволяет всерьез говорить о европейской культуре как о некоем концептуальном единстве.

Эстетика Гомера

Эпопеи Гомера представляют интерес как древнейшие античные тексты, зафиксировавшие представление о прекрасном, присущие архаическому периоду античной истории. Гомеру присущ мифологизм мировосприятия. Герои гомеровского эпоса живут в мире антропоморфных богов и богоподобных героев, древних чудовищ - циклопов, сирен, Скиллы и Харибды, в мире чудесных превращений человека в животных, осуществляемых магической силой. Несмотря на то что местами ОГЛАВЛЕНИЕ мифа делается для Гомера предметом поэтической интерпретации, в целом очевидно, что миф в гомеровском эпосе еще вполне сохраняет жизненную силу. Антропоморфизм богов, свойственный архаическим религиям, представлен у Гомера вполне явно, сюжетно, когда боги непосредственно вмешиваются в дела людей, участвуют в сражениях и даже истекают кровью, пораженные оружием смертных, перед нами не поэтическая аллегория, а описание событий, претендующих на историческую достоверность.

Эстетика Гомера, как и следовало ожидать, носит некатегориальный характер. Гомер замечательно воспринимает и возвышенное, и красивое, и героическое, но все это является для него чем угодно, только не категориями эстетики. Пространство же эстетики для Гомера накладывается на природу, мир людей и мир богов, причем границы между этими мирами не носят четкого характера. Природа является тем фоном, на котором развертываются героические действия людей и богов, но это фон не нейтральный. Он является одновременно материалом для поэтических образов. По наблюдению проф. А. Ф. Лосева, у Гомера чаще поэзия объясняет миф, нежели миф - поэзию, а источником поэзии часто выступают природные реалии.

Представление о героическом в эпосе Гомера разработано наиболее подробно. Героическое прежде всего является свойством поведения человека, но строго говоря, оно не ограничено этической проблематикой. Героизм проявляется в воинской доблести воюющих, преимущественно героев и военачальников. Он неразрывно связан с представлением о доблести, физической мощи, владением оружием, профессиональными навыками воина и военачальника. Естественным образом с героизмом неразрывно соединен трагизм поражения и смерти. Если учесть, что античная религия очень долго не знала сколько-нибудь разработанной личной эсхатологии, а представления о посмертной участи человека были расплывчаты и в любом случае - малоутешительны, смерть должна была восприниматься как высшее проявления трагедии человеческой жизни.

Красивое в представлении Гомера соединено с красотой человека, причем эта красота, по преимуществу, является телесной, физической и осязаемой. Красота связана с молодостью и расцветом сил: часто соответствующие эпитеты прилагаются юношам и девушкам. Кроме того, автор эпоса восхищается красотой отдельных вещей, в большинстве своем, если они произведены или принадлежат богам, оружием героев, строем военных кораблей, иногда - природой.

Напротив, злословие героев, как это видно на примере Терсита, воспринимается не просто как "дерзость", а как низменное поведение, недостойное благородного человека.