Лекция V. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

История развития экономической мысли берет начато с тех времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами добывания благ, их распределением и обменом между собой. Письменные памятники первых цивилизаций дают нам возможность достоверно узнать об экономических воззрениях наших предков. Для большинства памятников Древнего Востока была характерна простая фиксация событий хозяйственной жизни. Это подтверждали переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности, юридические акты, оформлявшие имущественные отношения между людьми (покупку скота, наем работников и т.д.). Характерной чертой древневосточной литературы являлся ее государственно-нормативный характер. Чаще всего повествование велось от имени царей, фараонов, крупных чиновников. Поэтому действительность в письменных источниках изображалась с позиций этих высокопоставленных особ и отражала проблемы, связанные с организацией государственного хозяйства и управлением им. Таковы "Гуань-цзы" — сводный памятник древнекитайской научной мысли, объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н.э., "Артхашастра" — древнеиндийский трактат о пауке и государстве (конец IV в. до н.э. — I в. н.э.), "Свод законов вавилонского царя Хаммурапи" (около 1760 г. до н.э.).

Трактат "Гуань-цзы" занимает особое место в истории общественной мысли Китая. В начале IV в. до н.э. ученые китайской академии написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием "Гуань-цзы". Трактат считается одним из первых энциклопедических произведений Древнего Китая, в котором представлен широкий спектр знаний по философии, истории, естественнонаучных изобретениях и, конечно, экономики.

Говоря об экономической составляющей трактата, следует указать на провозглашение в нем социально-экономического принципа "цин чжун" — принципа стабилизации хозяйства путем государственного контроля над экономической жизнью страны. Согласно правилу "уравновешения хозяйства" рекомендовалось создавать государственные фонды, в которых в урожайные годы должно было накапливаться до половины всего урожая зерна. В тяжелые неурожайные годы население покупало продовольствие из государственных фондов. Такая практика государственного регулирования экономики давала возможность правителю контролировать цены на всей территории страны, не допуская перехода управления ценами в руки спекулянтов и торговцев.

Поскольку, как полагали авторы "Гуань-цзы", государство богатеет за счет настойчивого труда его граждан, постольку земледельцы, ремесленники, торговцы и другие служивые люди не должны менять своих занятий в течение жизни. Это обеспечиваю совершенствование их умений и передачу знаний молодым.

Изучая товарно-денежные отношения в стране, авторы трактата открыли противоположное движение цены товаров и денег и предлагали для стабилизации хозяйства применять нормируемую эмиссию денежных знаков.

Другим уникальным памятником Древнего Востока является трактат "Артхашастра" — основной источник сведений о хозяйстве, социальной жизни и экономической мысли Древней Индии.

В этимологическом смысле слово "Артхашастра" (arihasastra) означает "наука о выгоде", или "руководство к достижению полезного", или "наука 0 накоплении ценностей". Время создания "Артхашастры" окончательно не установлено. Одни исследователи относят его появление к IV—III вв. до н.э., другие — к первым векам нашей эры. Однако все исследователи сходятся на мысли о том, что этот исторический памятник поистине является энциклопедией политико-экономического и культурного устройства древней Индии. В "Артхашастре", состоящей из 15 книг и 150 глав, освещаются практически все вопросы государственного устройства страны, начиная от того, какими чертами характера должен обладать царь; каковы правила его поведения в общении с учеными, советниками, послами, тайными агентами, сыновьями; каким образом следует заселять страну и распределять земли между представителями разных каст; какие обязанности должны быть у надсмотрщиков за добычей золота, складскими припасами, скотом, слонами, колесницами, торговлей, судоходством, сбором налогов и т.д. Заканчивается трактат изложением способов и средств обмана, направленного на уничтожение врагов государства.

Из исторического памятника "Артхашастры" мы узнаем об узаконенном социальном неравенстве и кастовом делении общества в Древней

Индии. Представители высшей касты — брахманы — имели многие привилегии: им предоставлялись в пользование земли, они освобождались от штрафов и налогов, бесплатно переправлялись через реки, освобождались от платы при проходе через военные посты и т.п. Представители низшей кастры — шудры — были лишены всех привилегий и должны были смиренно работать, находясь в подчинении у представителей высших сословий.

Еще одним знаменитым памятником Древнего Востока является "Свод законов вавилонского царя Хаммурапи" — высеченные клинописью на черной базальтовой стеле законотворческие нормы жизни и социально-экономических отношений в Вавилонском царстве (территория современного Ирака) во 11 тысячелетии до н.э.

Законы, лежащие в основе государственной политики Вавилонии, охватывали все сферы жизни ее населения и донесли до нас специфику ее устройства. Население Вавилонии делилось на три сословия: 1) полноправных свободных граждан; 2) неполноправных граждан, находящихся на государственном обеспечении, имущество которых являлось частью государственного имущества; 3) рабов, жизнью, временем и рабочей силой которых распоряжались их владельцы — представители первых двух сословий.

Законы были направлены на укрепление экономического могущества государства, защиту чести, достоинства и имущества его граждан. Царь назначал глав общинного самоуправления, огосударствлял крупную оптовую торговлю, регулировал цепы и тарифы, вводил запреты на куплю-продажу земли, ограничивал ростовщиков и долговое рабство. За кражу имущества, похищение детей, пособничество бегству рабов, воровство при пожаре, уклонение от воинской службы, обвинение в убийстве предусматриваюсь суровое наказание — смерть. Многочисленными штрафами облагались граждане за нерадивость в обработке полей и укреплении плотин, выпас скота в неположенных местах, уничтожение садов. Государственная власть стремилась контролировать, в первую очередь, такие виды деятельности, как ростовщичество, внешнюю торговлю, ОГЛАВЛЕНИЕ постоялых домов (как главных рассадников преступности). Ряд законов был направлен против произвола ростовщиков: четко определялась ставка процента в денежной (20% годовых) и натуральной (33,5% годовых) формах, в случае неурожая давалось разрешение па продление срока погашения долга, срок долгового рабства был ограничен тремя годами. О высокой степени развития товарно-денежных отношений в государстве говорит тот факт, что должник должен был отдавать ростовщику долг серебром и только в случае крайней необходимости возвращать его натурой. Если должник не имел ни возможности, ни надежды вернуть долг, он мог использовать члена своей семьи, находящегося под его патриархальной властью: отдать его во временное услужение заимодавцу или продать его третьему лицу "за серебро" и этим серебром заплатить долг. В отличие от членов семьи, рабы считались имуществом, и их возвращение по прошествии времени после уплаты долга не требовалось.

В центре внимания древнеегипетской литературы также находились вопросы управления государством. Среди памятников древнеегипетской общественной мысли большое место занимаю! "Поучения" — сочинения, в которых отражались вопросы государственного управления на разных его уровнях. В "Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" особое внимание уделялось укреплению чиновничьего аппарата. В "Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи" прославлялась карьера писца. В многочисленных поучениях школьникам также говорилось о привилегиях писца и давались рекомендации, как следует разговаривать с начальством, с подчиненными, как вести себя на службе и в домашней обстановке. Из литературных источников мы узнаем о высочайшей централизации управления в Древнем Египте, где главным было не столько разделение на гражданские и военные чины, сколько приближение к центральной власти.

Если оценивать в целом произведения Древнего Востока, то следует отметить, что экономические проблемы в них не были предметом строгого научного анализа. Чаще всего они облекались или в религиозную форму, или были подчинены решению социальных и политических задач.

В то же время в литературных источниках тех лет отражены практические познания людей в области управления государством, осуществления внешнеэкономических связей, государственного контроля над экономической деятельностью граждан, а также вопросы рационального ведения хозяйства.