История

Не существует наций без истории. История отражает дух наций, их сущность, культуру.

Не останавливаясь на общеизвестных фактах истории России, сосредоточимся на основных ее эпизодах, имевших первостепенное значение для развития русского этноса.

Исторические корни русской нации уходят в Древнюю Русь. Начальный же этап ее формирования приходится на XIV в.

Главными факторами исторического процесса еще со времен Киевской Руси были бесконечные перемещения, миграция славянского населения и колонизация им других территории с проживавшими там народами. Славяне переносились, переселялись подобно птицам, из края в край, навсегда покидая насиженные места и устраиваясь на новых (В. Ключевский).

С берегов Днепра они стали перемещаться группами в волго-окское междуречье. Места эти в течение нескольких веков были заселены финно-угорскими племенами: меря, мещера, чудь, весь, ижора, мурома и др. Колонизация верховьев Волги происходила мирно, без особенных стычек и столкновений.

Переселенческий поток XI–XII вв. в волго-окское междуречье шел также с севера, из земель новгородских словен, и с юга – с верховьев Десны. Славяне-земледельцы селились на более возвышенных, сухих местах, а коренное население – финны, занимавшиеся лесными промыслами и железорудным производством, – на низменных, болотистых местах.

Славяне-переселенцы постепенно занимали в крае финнов обширные территории, оттесняя аборигенов в сторону болот и лесов.

Местное население частично ассимилировалось, т.е. было поглощено славянами, слилось с ними, утратив свой язык. Славяне же приняли новые этнические компоненты. В детях от смешанных браков сочетались славянские и местные черты. Именно здесь, на территории волго-окского бассейна, сложилось основное ядро русской нации.

Период XIII–XV вв. характеризуется дроблением верхневолжской Руси на княжеские уделы; вместо единого народа появляется несколько обособленных образований: каждый князь обзаводится своим уделом, своим "великим столом" взамен прежнего единого Киевского.

Этот же период отмечен началом войн и вражды между владимирскими, тверскими, рязанскими, суздальскими и другими князьями. Воюют друг с другом, будто с иноземцами, грабят и жгут города, убивают ни в чем не повинных людей. Древнерусские княжества поражают бессмысленной человеческой жестокостью. Утрачивается даже общее название народа – появляются "тверичи", "новгородцы" и т.д.

Порабощение Руси Золотой Ордой, когда русские княжества хоть и не были оккупированы, но облагались тяжелой данью, также приходится на этот период. Надо отметить, что отношения между Русью и Золотой Ордой строились не только на конфликтах и соперничестве, но, случалось, и на конструктивном сотрудничестве, примером чему может служить поддержка золотоордынцам и Руси против агрессии с запада шведов и немцев.

В XIII–XIV вв. князья не только не помогают друг другу в борьбе с Ордой, но даже злорадствуют, видя, как разоряются их соседи. С начала XIV в. идея объединения вокруг Москвы преображает аморфную людскую массу, способную до той поры лишь плакать о "погибели земли русской" да разбегаться при появлении врага. Москва притянула к себе со всего Евразийского континента энергичных, отважных, деятельных людей. Это были и славяне, и выходцы из Золотой Орды, и литовцы, и финно-угры. Они несли государеву службу, единственным условием для зачисления на которую было принятие православия. Но и исповедуя другую веру, можно было жить спокойно и заниматься своим делом: иноверцев не преследовали, но от каждого требовалось уважение чужих обычаев и ненавязывание своих. Москву как главный город поддерживали теперь не только русские княжества, но и самые разные народы.

С XIV в. начался процесс славянской колонизации северных областей – Поморья (земель, примыкавших к Белому морю и Северному Ледовитому океану). Земли эти много раньше освоили карелы, вепсы, саамы, коми-пермяки, ненцы. В ходе сложных этнических процессов постепенно осуществлялась ассимиляция славянами части местного населения.

В XV–XVII вв. основная масса русского населения с Верхней Волги растекается на юг и восток (по Дону и Средней Волге). В XVI в. окончательно отмерло понятие "княжество", что можно объяснить усилением многонационального Российского государства; страну чаще стали называть Россией, Российской землей.

Расширение России происходило также на восток и юго-восток: народная миграция в XVI–XVII вв. осуществлялась в Уральский, Поволжский регионы – места проживания тюркских народов, и в Сибирь. В результате русская нация снова обрела иные этнические компоненты. В районах юго-западнее Перми новые поселенцы своим обликом напоминали тюрков, а русские выходцы из Вятки в бассейне реки Камы – представителей народа коми. В Сибири русские также смешивались с местным населением: у сибиряков можно обнаружить черты тунгуса, якута, бурята. Лишь часть русских сибиряков жила обособленно, не вступая в контакты с местным населением (старообрядцы).

Таким образом, длительная и интенсивная метисация приводила к смешению представителей различных генотипов.

Процесс миграции русского населения способствовал распространению его культуры, с одной стороны, и заимствованию им разных этнокультур – с другой. Но при этом, заметим, миграция не означала постоянного кочевья, это были эпизоды, хотя и очень важные для судьбы народа. Обосновавшись на новых местах, люди затем проживали здесь из поколения в поколение, из века в век.

Итак, многообразные контакты с другими этносами, населявшими Восточно-Европейскую равнину, сделали русских открытыми для сотрудничества с другими народами. Возможно, это обстоятельство и определило главный в стиле взаимоотношений между народами принцип этнической терпимости: между народами России издавна не существовало вражды, они жили по соседству, сотрудничая и почитая своих богов.

История этноса наложила свой отпечаток и на его педагогическую культуру. В процессе переселения в новые природно-климатические условия изменялись быт, виды труда, появлялись новые занятия. Это означало необходимость вовлечения детей в трудовые заботы, развития у них навыков, диктовавшихся новыми обстоятельствами жизни (например, ухода за скотом в условиях более суровой или, наоборот, более теплой, чем раньше, зимы; рукоделия, востребуемого данной местностью; ремесленных навыков и т.п.). При этом в педагогическую культуру проникали приемы, методы воспитания, используемые соседними, коренными народами, давно приспособившимися к данным условиям жизни. Этические нормы, о поразительной схожести которых у разных народов России было сказано ранее, видимо, тоже перенимались друг у друга, осваивались молодыми людьми как в практике общения, так и благодаря специальному воспитанию. При этом сохранялись и сложившиеся, традиционные его особенности.