К истории возникновения и развития средств массовой информации
Возникновение первичных способов, средств, методов информации, а затем и систем передачи и распространения стало возможным после появления газет, история которых тесно связана со становлением государственности и постепенным участием других образований в жизни общества.
Согласно официальной версии, способ и форма информирования – рукописное периодическое издание протоколов сената Acta senatus – изобретены в Древнем Риме в I в. до н.э. Юлий Цезарь первым из правителей того времени осознал необходимость распространения в обществе важных сведений о государственной жизни. Помимо рукописных газет в Древнем Риме существовали специальные информационные стены – "альбумусы": их белили известкой и делили на прямоугольники. Тексты писались углем и пурпурной краской Альбумусы объединяли разную информацию – от торговой до политической; часть стены занимали частные объявления и анекдоты.
В 59 г. до н.э. Юлий Цезарь преобразовал Acta senatus в Acta diurna popula Roma, придав изданию более массовый характер. Эта продукция размножалась писарями (скрибами) и распространялась не только в столице, но и в провинциях. В новом издании наряду с императорскими указами и сенатскими новостями публиковались цены на продовольствие, биографические сведения из жизни знаменитых людей. Особое место в нем занимали информация с театров военных действий и описание итогов гладиаторских боев. Издание просуществовало до 222 г. н.э.
Первая печатная бумажная газета появилась в Китае в 911 г., в Пекине, под названием "Столичный вестник" ("Кинг Пао"), В ней размещались императорские указы, торговые новости, философские и религиозные высказывания, а также сведения, влиявшие на общественное сознание.
Первые упоминания на Руси о рукописном периодическом издании "Вести-куранты" датируются 1600 г. Это были листки, аналогичные венецианским изданиям "аввизи", содержащим торговую информацию. Регулярный выпуск "Вестей" стал осуществляться двадцать лет спустя. "Вести-куранты" содержали пересказ сообщений европейских газет с комментариями дипломатов. Издание готовилось посольским приказом тиражом несколько экземпляров, так как его читательская аудитория была невелика – царь и самые близкие советники.
Первая массовая российская газета была выпущена 2 января 1703 г. по указу Петра I "Ведомостям быть!" от 15 января 1702 г. Поставщиками информации обязывались быть все государственные учреждения. В вышедшем на следующий день втором указе была определена цель газетного издания: сообщать "о воинских и о всяких делах, которые подлежат для объявления Московского и окрестных государств людям". Масштаб информационного охвата был задан уже в названии газеты – "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся во Московском государстве и в иных окрестных странах". Тираж первой газеты составил тысячу экземпляров, а ее ОГЛАВЛЕНИЕ размещалось на 4 страничках величиной с половину школьной тетрадки, по 27 строк каждая. Распространялось издание на площадях и ярмарках. Его стоимость колебалась от двух до восьми денег (от одной до четырех копеек), что равнялось месячному заработку высокооплачиваемого работника. В 1728 г. создается новая газета "Санкт-Петербургские ведомости", издателем которой была Академия наук. Газета продавалась по четыре копейки за экземпляр. Так же как и в "Ведомостях", одно из ведущих мест в ней было отведено правительственной информации, однако значительное место занимала новостная рубрика "для известия", а также сведения коммерческого характера, сгруппированные под рубриками "продажа", "подряды", "отъезжающие". Первым издателем и редактором "Санкт-Петербургских новостей" стал М. В. Ломоносов (1711-1765).
В 1862 г. банкир К. В. Трубников создал первое телеграфное бюро (при своей газете "Биржевые ведомости"), ориентированное на передачу коммерческих и политических известий. А московский предприниматель Метцель в 1878 г. открыл "контору объявлений" – первое в России рекламное агентство.
Самоназвание "газета", вошедшее практически в большинство языков мира, ведет свою историю от вышедшей в свет 30 мая 1631 г. первой французской газеты La Gazette издателя Теофраста Ренодо. Идея се выпуска принадлежит знаменитому кардиналу Ришелье, который видел в ней прежде всего средство информационной борьбы с противниками абсолютизма.
В Германии первая периодическая печатная газета "Relation" была издана в январе 1609 г. Однако история европейских газет начиналась с венецианских рукописных листков "аввизи" (amisi – от итал. avviso – сообщение, известие). Самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г. Avvisi распространялись среди торговцев, расклеивались на стенах домов и продавались за мелкую разменную монету под названием gazetta.
Изобретение газеты – это создание принципиально новой формы общения, на базе которой возникли средства массовой коммуникации; появилась журналистика, стало возможным производство и распространение духовных ценностей.
Понимание современной роли СМИ требует знаний о двух аудиториях – создателях газетной, рекламной, журнальной, телевизионной, электронной информации и тех, кому она предназначена. В одном случае аудитория представляет собой "целевой" объект, в другом – журналистов, способствующих приспособлению массовой аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, помогающих усваивать социальный опыт, социальное знание, транслируя традиционные и инновационные ценности, важные для этой среды. Для политической социологии интерес представляют обе аудитории как медийные "собрания", в которых происходит обмен социально значимой информацией.
Несмотря на то что журналистов принято считать представителями одной из древнейших профессий, это вряд ли соответствует реальности. В действительности журналисты могли появиться только тогда, когда общество достигло определенного уровня образованности и организованности, а потребность в знаниях все более расширяла пространство человеческой компетенции.
Начало этого процесса, по-видимому, скрывается в промежутке между 800 и 200 гг. до н.э. Германский философ и историк К. Ясперс (1883–1969) утверждал, что в этот период произошла глобальная революция сознания. Речь идет о почти синхронных событиях, развернувшихся на обширном пространстве: от берегов Хуанхэ до грекоримского региона, в результате которых были созданы книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхарата, расцвела античная мысль.
На стадии профессионализации мыслительной деятельности формируется особый социокультурный слой, из которого и выросли люди, имеющие не только склонность, но и специальную подготовку для работы в СМИ, – журналисты (Каримова).
Однако продолжительное время сбор и обработка информации не включали важнейший социализирующий процесс – ее распространение. На развалинах престола персидского царя Кира Александр Македонский написал своему учителю Аристотелю: "Я узнал, что ты обнародовал твой эзотерический (знание, понятное лишь посвященным. – А. К.) курс. Какое же преимущество остается у меня перед другими людьми? Высокие науки, которым ты обучил меня, станут теперь общим достоянием, но ведь тебе известно, что я предпочитаю превосходить людей знаниями о высоких предметах, чем могуществом. Прощай!" (Гельвеций). Так остро реагировал на "пропагандистскую" деятельность своего учителя легендарный царь после того, как тот опубликовал свою знаменитую "Политию".
Процесс распространения информации постепенно приобретает целенаправленный характер в религиях единобожия, объединяющих индивидуумов по духовному принципу. Терминологический смысл латинского слова "propaganda" (подлежащее распространению) сам по себе нейтрален, получил институциональное закрепление в Средневековье и связан с миссионерской деятельностью католической церкви (в 1633 г. папа Урбан VIII создал специальную конгрегацию пропаганды). Тогда же широкое распространение получают архитектура и предпосылки технологии сетевого объединения (единый принцип организации внутреннего пространства монастырей, не зависящий от их географического расположения и культурных особенностей местных сообществ, был разработан и применен монахами-цистерианцами в XV в.).
Регулярное печатание газет и журналов налаживается в европейских государствах в XVII в., постепенно приобретая черты абсолютистской системы журналистики, концепция которой появилась в Великобритании примерно в XVIII в. К концу того же столетия появляются первые рекомендации пропагандистского характера, одновременно свидетельствуя о формировании либертарианской системы журналистики. В брошюре "О пользе газетного чтения", напечатанной в 1697 г. в Гамбурге, говорится: "Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен приложить его на деле" (Саламон). Следовать этим рекомендациям могли далеко не все желающие принимать участие в государственных делах даже к концу XIX в.
По данным российской переписи 1897 г. (а к этому времени в стране выходило 9 периодических изданий), в то время из 126 млн подданных Российской империи полностью неграмотными были 99,5 млн; грамотных людей разной квалификации было 1,3%. Поэтому пропагандистская функция газет, имея в виду ее задачу – распространять информацию, – не могла быть эффективной и не носила массового характера. Вместе с тем уже в середине XVIII в. профессия "журналист" заняла свое место в российской "Табели о рангах", о чем свидетельствует трактат "О должности журналистов в изложении ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждения", написанный М. В. Ломоносовым в 1755 г. В его первом пункте, в частности, говорилось: "Кто берется сообщать публике ОГЛАВЛЕНИЕ новых сочинений, должен наперед взвесить свои силы, ибо он предпринимает труд тяжелый и весьма сложный, цель которого не в том, чтобы передавать вещи известные и истины общие, но чтоб уметь схватить повое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным. Говорить о них неверно и нерассудительно – значит подвергать себя презрению и осмеянию, значит уподобляться карлику, который хотел бы поднять на своих плечах горы".
Таким образом, изобретение средств информирования было продиктовано управленческими задачами, поиском более универсального и "мягкого" инструмента воздействия на общественное мнение. К концу XIX – началу XX в. появились первые научные объяснения роли средств массовой информации. Именно в этот период в среде чикагских социологов зародилась традиция социологического измерения СМИ, инициаторы которого были озабочены проблемой консолидации ценностных ориентиров переселенцев, от постоянства притока которых зависело не только развитие отдельных отраслей, но и весь проект создания Соединенных Штатов Америки.
Феномен переселенческого общества потребовал особых знаний об этом виде человеческой кооперации, организации социальной и культурной адаптации эмигрантских сообществ, выстраивании механизмов управления сообразно целям проектирования институтов демократии в масштабах, которые еще не были обоснованы гуманитарными науками. Основным источником приобретения эмпирических знаний для решения социальной ассимиляции европейских иммигрантов и мигрантов-американцев в городской культуре стала иммигрантская пресса. По сути, с этого момента начинается социологическая "история" исследований роли СМИ, осмысление их особенностей, изучение их социальной функции, их презентация как каналов социального общения, обмена идеями, трансляции общественно значимой информации.
Процесс передачи информации впервые смоделировал канадский математик К. Шеннон, базируясь на математической теории вероятностей и методе исчисления случайных событий (снятие неопределенности). Однако в модели
К. Шеннона отсутствует социальная компонента – обратная связь и социальная среда, поэтому к современным информационным структурам, в частности СМИ и коммуникационным процессам, она применима с большими оговорками.
Совместимые с гуманитарным развитием смыслы – различие, разнообразие, интерактивная среда – информация получила в кибернетической теории (У. Росс Эшби, Н. Винер), в которой человек предстал как самая совершенная информационная структура.
В середине 1950-х гг. американские теоретики и историки печати Фредерик Сиберт, Теодор Питерсон и Уилбур Шрамм предприняли первую попытку сравнительного анализа исторически сложившихся систем журналистики. Несмотря на отмеченные современными исследователями недостатки предложенных теорий, они до сих пор пригодны для классификации национальных систем журналистики и медиа.
Логика теоретического анализа была подчинена ключевому тезису: "пресса всегда принимает форму и окраску социальных структур, в рамках которых она функционирует"[1]. Стремясь к достижению практических результатов своего труда, авторы были нацелены на систематизацию концептуальных форм контроля прессы. Поэтому в предложенных американскими авторами четырех теориях прессы – авторитарной, либертарианской, социальной ответственности и социалистической – СМИ описаны через "функции и деятельность института прессы, контролируемые обществом посредством другого социального института – правительства", выделены философские основания контроля.
Авторитарная система журналистики сложилась в Великобритании в XVI–XVII вв. Она возникла из философии абсолютной власти монарха. Ее главная цель заключается в поддержке политики действующего правительства. Основным инструментом контроля прессы были определены органы, осуществляющие цензуру и выдачу лицензии. В абсолютистской системе запрещена критика политического управления, включая лиц, находящихся у власти.
Выразителем авторитарной теории назван Платон, идеи которого развивали Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Г. Гегель, Г. Трейчке, идеализировавшие аристократическую форму правления.
Либертарианская система журналистики, частично вытеснившая авторитарное представление о деятельности прессы, была принята после революции 1688 г. в Великобритании, а затем и в США. Как теория, рассматривающая положение и назначение средств массовой информации в обществе, либертарианская доктрина является продолжением философии либерализма, принципы которого разработаны в трудах Дж. Мильтона, Дж. Локка, Дж. Милля и др. Однако появление либертарианской журналистики более всего связано с "фактором среднего класса".
В связи с этим значительно преобразилось функциональное поле СМИ. Либертарианская пресса была обязана не только информировать общество, но также продавать и развлекать. Обозначилась новая для журналистского ремесла цель – "способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения". Вместо цензуры был провозглашен принцип самопроизвольного установления правды "на свободном рынке идей", впрочем, не отменивший судебной ответственности прессы за клевету, непристойности и разглашение государственной тайны. После отмены лицензирования в 1694 г. пресса начала подвергаться уголовным преследованиям за призывы к бунту, были предусмотрены и косвенные ограничения: особые налоги, субсидирование газет и ограничение доступа к парламентским заседаниям.
Теоретики либертарианства полагали, что свобода печати является аналогом свободы предпринимательства. Вероятно, поэтому в английском Билле о правах печать не упоминается.
Американская реформа либертарианской системы журналистики в середине XX в. была направлена на трансформацию понимания СМИ как "рынка свободных идей" в прессу как "средство сообщения новостей". Таким образом, источник влияния газет перекочевал из редакционных статей в колонки новостей.
Новый организационный принцип деятельности прессы стал отправной точкой для создания концепции социальной ответственности журналистики, оформившейся в середине XX в. в ходе работы американской Комиссии по свободе печати. Ее автором является профессор философии Гарвардского университета Уильям Хоукинг.
Опираясь на критическую доминанту оценок либертарианской философии XVIII–XIX вв., авторы делают вывод о том, что "доктрина классической экономики, настаивающая на минимальном вмешательстве государства в экономику", как и постулат "о том, что истина обнаружит себя в результате свободного столкновения идей на открытом рынке", перестали вызывать доверие в американском обществе XX в.
Своеобразным откликом на новый интеллектуальный климат и явилась концепция социальной ответственности журналистики, в рамках которой была определена цель свободы слова – для блага общества.
С этих позиций были сформулированы доктринальные требования к деятельности СМК.
• Представлять "правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым, т.е. отделять факты от мнения, сообщать “всю правду” о факте".
• Быть "форумом для обмена замечаниями и мнениями", служить информационной площадкой для развития общественной дискуссии, "переводящей социальный конфликт из плана насилия в план обсуждения".
• Создавать "представительную картину тех групп, которые составляют общество".
• "Представлять и разъяснять задачи общества и его ценности".
• Обеспечивать "полный доступ к сведениям, полученным за день".
Четвертая система, подвергнутая анализу Ф. Сибертом и его коллегами, – социалистическая система журналистики. Она оформилась в России/СССР в начале XX в. В настоящее время практикуется в Китае, Кубе, Северной Корее и др.
Социалистическая система журналистики опирается на марксистско-ленинскую идеологию. Ее доктринальные принципы были изложены в работах В. И. Ленина "О характере наших газет", "Очередные задачи Советской власти".
Регламент деятельности этой системы устанавливается постановлениями Центрального комитета партии. В отличие от рассмотренных выше систем журналистики, все СМИ являются собственностью государства и находятся под контролем рабочего класса (коммунистические партии, профсоюзы, комсомол и т.д.).
В то же время формы контроля прессы имеют сходства с предписаниями, разработанными в авторитарной и либертарианской системах, а также в концепции социальной ответственности.
С авторитарной системой журналистики ее роднит жесткое централизованное подчинение, цензура и запрет на критику первых лиц государства, поддержка существующего строя.
С либертарианской – служение интересам определенного класса/социальной группы, идеологическая монолитность.
С журналистикой социальной ответственности – требование отражать разнообразные мнения и интересы своей аудитории, ограничения личной интерпретации, запрет на пропаганду иных способов политического правления.
Практически сразу после публикации американской версии "Четырех теорий прессы" европейские исследователи СМИ открыли широкую дискуссию о журналистике переходного периода. В 90-х гг. XX в. один из ее участников – профессор Амстердамского университета Денис МакКуэйл предложил новую коммуникационную модель, которая получила название теории развивающих медиа[2]. Ее создание было связано с наблюдениями за процессами в странах, стремившихся встроиться в глобальную экономику, развивать рыночную экономику. В этой ситуации медиа призваны, по мнению автора, поддерживать, а не критиковать правительство, пытающееся соответствовать тенденции к глобализации коммуникационных систем и одновременно решающее задачи сохранения культурных ценностей. Нормативные элементы этой теории складывались под воздействием нескольких факторов: слабая коммуникационная инфраструктура, недостаточное профессиональное мастерство, отсутствие необходимых производственных и социокультурных ресурсов, некомпетентности читательской аудитории. Важным элементом развивающих медиа является строительство коммуникационных моделей массового участия в решении национальных целей развития, способствующих появлению гражданского общества. Поэтому в этой модели СМИ становятся ответственными не только за эффективность экономических преобразований, но и за собственное развитие.
Мировые мегатренды 90-х гг. XX в. потребовали новой перестройки нормативной базы либертарианских СМИ. Как и в случае перехода к системе социальной ответственности поводом для концептуализации системы журналистики демократического участия стало предпринятое западными интеллектуалами переосмысление либерализма с точки зрения перспектив развития демократии. Наиболее заметной работой, в рамках которой было сформулировано понимание термина партисипаторная демократия, является труд итальянского философа, профессора Туринского университета Норберто Боббио.
Основы теории партисипаторной демократии были изложены в работе бывшего президента Международной ассоциации политической науки Кэрол Пейтман "Участие и теория демократии" (1970), обосновавшей необходимость смены парадигмы представительной демократии на прямую демократию. По мнению ее приверженцев, в господствующей ныне теории представительной демократии понятие демократии сужено до механизма перераспределения социальных благ.
Как отмечают российские авторы, адаптация СМИ к нормам теории демократического участия еще не завершена. Характер становления инфраструктуры массовых коммуникаций в развитых либеральных обществах позволяет видеть элементы либертарианства, социализма, эгалитаризма, экологизма и локализма. Главным в партисипаторной теории являются потребности, интересы и ожидания участников политического общества, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, отход от коммерциализации и монополизации частных медиа, реакция на повседневный опыт граждан.
Современные исследователи в числе новых тенденций в журналистике отмечают ее сверхоперативность, деление на качественную и бульварную прессу, ориентацию на социокультурные модели поведения, проявление функций, характерных для сферы сервисных отраслей.