Историческое значение
Когда Парсонс начинал свою творческую деятельность, США представляли собой окраину научного мира, младшего брата Западной Европы. Когда он умер в 1978 г., США превратились в сильнейшую научную державу, старшего брата Западной Европы. Главную роль в институциализации не только социологии, но и социальной науки в целом сыграл именно Парсонс. Он был знаком со всеми ведущими учеными своего времени, организовал множество научных семинаров и конференций, создал новые департаменты и кафедры, комиссии и институты, проекты, эмпирические исследования и т.д.
Не менее важный момент заключается в том, что Парсонс осуществил культурную преемственность в социологии, послужив передаточным звеном, медиатором между западноевропейской и северо-американской традицией научной мысли. Уже в первой своей книге Парсонс проанализировал всю предшествующую историю социологии и открыл Америке новые имена – Спенсера, Дюркгейма, Вебера. "Глубоко вникнув в работы социологов-классиков (по преимуществу европейцев) и проникнувшись их идеями, он ассимилировал богатейший потенциал их теоретических разработок в свои концепции, которые но этой причине никогда не отличались беспочвенностью и не страдали поверхностностью"[1].
Парсонс принадлежит к той выдающейся плеяде мыслителей, которые пытались превратить социальные науки в учение о человеческом поведении. Подобно немецкому социологу М. Веберу[2], работы которого Парсонс переводил на английский язык, он построил систему логических типов социальных отношений, применимые к социальным группам любого масштаба – малым и большим. Его основное достижение – построение общесоциологической теории социального действия, которая опирается на эмпирические данные разных наук и совместима с существующими в этих дисциплинах теоретическими системами. Высокую оценку получил его вклад в модель переменных, функционализм и неоэволюционизм.
П. Сорокин и Т. Парсонс внесли серьезный вклад в самые инновационные идеи об эволюции современной классовой системы. В частности, в 1953 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс – о переходе контроля над производством, принадлежавшего когда-то семьям – собственникам корпораций, к управленческому и техническому персоналу. На основании того что собственники все больше вытесняются и контроль становится не функцией капитала, а технической компетенцией профессиональных менеджеров – лиц наемного труда с постоянным жалованием, Белл и Парсонс заключили: традиционная теория классов должна быть заменена профессиональной системой, основанной на индивидуальных достижениях, в которой "статус группы" иерархически конституируется в соответствии с ее функциональной значимостью[3].
Социологический практикум
Найдите в Интернете материалы, характеризующие взаимоотношения двух великих социологов – Парсонса и Сорокина. Напишите небольшое эссе на 2–3 страницы.
Парсонс сыграл в развитии американской социологии особую роль. По словам А. Гоулднера, Т. Парсонс осуществил грандиозный синтез немецкого романтизма с французским функционализмом, которые, как казалось прежде, были несовместимы. Он американизировал немецкое социологическое наследие. Однако неправильно считать, утверждает Гоулднер, что Парсонс, как всякий эмигрант, просто перенес европейскую традицию на почву американской культуры. Вначале он с немецкой дотошностью разобрал социологическое наследие европейцев на составные элементы, а затем с чисто американской деловитостью, прежде переинтерпретировав каждый элемент, заново соединил их в новую конструкцию. Возможно, синтез получился несколько формалистическим (а потому язык парсонсовской теории до конца так и не понят – он чрезвычайно сложен и схематичен), но он был крайне необходим, ведь большинство американцев считают, что Америке не хватает глубокой теории, хотя у нее в избытке надежная и эффективная практика. Новая теория, по оценке Гоулднера, получилась излишне метафизической. По причине гипертрофирования роли стабилизирующих факторов развития общества и недооценки роли конфликта. Это даже не теория, а нечто другое, что больше походит на социологическую парадигму или перспективу, не имеющую строгой логики, но поражающую своей энциклопедичностью и творческим потенциалом.
Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить великий Альберт Эйнштейн – создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.
Альберт Эйнштейн стремился объединить в гигантском теоретическом синтезе четыре основных ноля – слабое и сильное ядерные, электромагнитное и гравитационное поля. У него, как говорят специалисты, ничего не получилось. Слишком разнородными были эти физические силы. Правда, сегодня к общей теории поля относятся иначе – появились проблески того, что она может быть верной. У Парсонса тоже четыре системы действия. Может быть, и они слишком разнородные, чтобы составить единое и гармоничное целое? Т. Парсонс, как и А. Эйнштейн (который, кстати, творил свою общую физическую теорию почти в те же годы, что и Парсонс создавал свою общую социологическую теорию), потерпел неудачу. Общей теории, охватывающей все другие в качестве своих частных случаев, нет ни в физике, ни в социологии. А многие специалисты считают, что таковые вовсе нс нужны.
В истории социологии Т. Парсонс остался как крупнейший теоретик и методолог, ученый с широчайшим кругозором и энциклопедическими знаниями, внесший неоценимый вклад в дело институционализации американской социологии, а также как талантливый педагог, собиравший многочисленные аудитории и воспитавший когорту выдающихся учеников. Парсонс провел большую часть своей профессиональной карьеры в Гарвардском университете, где он был связан с различными проектами кафедры социологии в течение 32 лет. Т. Парсонс был смелым новатором-социологом для своего времени. Он опубликовал более 150 книг и статей.