Лекция 5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• особенности исторических трактатов как исторического источника;
• основные исторические трактаты по русской истории (до конца XVII в. включительно) и историю их создания;
уметь
• формулировать особенности исторического трактата и его отличие от других нарративных источников;
• описывать конкретный исторический трактат как исторический источник с применением научных стандартов источниковедческого анализа;
• извлекать информацию об исторических событиях и процессах из исторических трактатов;
владеть
• основами выявления мифологем и литературных топосов в нарративных источниках;
• основами верификации сведений исторических трактатов.
Ключевые термины и понятия: Степенная книга, Латухинская степенная книга. Казанская история, Новый летописец, Василилогион, Титуляриик, "Временник" Ивана Тимофеева, "Иное сказание", "История" Авраамия Палицына, Синопсис.
Степенная книга и ее редакции
Первым опытом концептуального изложения русской истории в отечественном нарративе является созданная в середине XVI в. Степенная книга.
Степенная книга отличается как от летописи, так и от хронографа. Если в летописи организация материала осуществляется только по хронологическому принципу, а в хронографе к этому добавлено еще и тематическое деление (по царствам), то в Степенной книге выдержан определенный порядок изложения событий внутри каждого раздела, посвященного правлению очередного самодержца: сначала помещена выдержанная в панегирическом стиле характеристика правителя, а затем описаны наиболее важные события его правления.
Общая композиция Степенной книги отражает разработанную московскими книжниками середины XVI в. концепцию русской истории, согласно которой Русью-Россией правила одна династия князей – потомков крестителя Руси Владимира Святого и предков правившего в то время Ивана IV. Таким образом проводилась в жизнь идея сакрализации власти, крайне актуальная в России середины XVI в.
Еще одно новшество Степенной книги – обилие в ее составе агиографических текстов. Процесс проникновения в историческое повествование элементов жития начался в России задолго до создания Степенной книги. Отдельные черты житийной литературы заметны уже в "Повести временных лет" и на более ранних этапах летописания; неслучайно Нестор известен нам не только как летописец, но и как создатель наиболее ранних русских житий: Феодосия Печерского и князей Бориса и Глеба. В поздние летописи, такие как Воскресенская и особенно Никоновская, в состав некоторых погодных статей жития включались почти целиком. Однако основным в них оставалось все же летописное повествование. Основой Степенной книги, напротив, послужили жития святых (недаром Степенную книгу исследователи иногда воспринимали как сборник житий). Летописный материал здесь играет далеко не главную роль.
Автором Степенной книги был царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора Андрей, выходец из Переславля-Залесского.
Текст Степенной книги разделен на части, каждая из которых соответствует правлению очередного князя из числа предков Ивана IV, от Владимира Святого до Василия III и самого Ивана IV. Каждый такой раздел назван степенью, т.е. ступенью лестницы. Получается, что Владимир Святой – это первая ступень, его сын Ярослав Мудрый – вторая ступень, Всеволод Ярославич – третья ступень, Владимир Мономах – четвертая ступень и т.д. Те князья, которые не являлись прямыми предками Ивана IV, не удостоены особой ступени. Таким образом получалось, что вся истории России представляет собой лестницу к Богу, ступени которой – князья из рода Рюриковичей, причем линия прямых предков Ивана IV.
Необычная композиция не удовлетворяла автора в отношении членения текста, поскольку степени (ступени) выходили разными по объему. Нужна была какая-то формальная система разделов и подразделов, которая позволяла бы без труда ориентироваться в столь сложной компиляции. Для этой цели текст Степенной книги был разделен на грани (каждая грань соответствовала степени-ступени), грань – на главы, а наиболее обширные главы – на титлы.
Первоначально текст Степенной книги доходил до кончины Василия III (XVI грань-ступень). В конце Андрей поместил краткий вариант жизнеописания своего учителя Даниила Переславского, единственного святого, который, не будучи князем или митрополитом, удостоился в Степенной книге отдельного жития. Вскоре была написана степень-грань, посвященная царствованию Ивана IV, повествование доведено до 1559 г., оно обрывается на описании крымского похода русских войск.
Композиционное завершение текста, таким образом, отсутствует. Для Степенной книги с ее выверенным построением текста, казалось бы, следует ожидать иной концовки. В связи с этим исследователи полагают, что текст Степенной книги остался незавершенным. В этом нет ничего удивительного, поскольку 31 декабря 1563 г. умер митрополит Макарий, Андрей принял монашество с именем Афанасия и стал новым митрополитом всея Руси. Вскоре страна была ввергнута в пучину опричнины; Андрей-Афанасий оставил митрополию и удалился на покой в кремлевский Чудов монастырь, где и прожил еще около 10 лет до своей кончины. В эти годы он, по-видимому, обращался к редактированию Степенной книги, но исправления и добавления уже не носили концептуального характера. Во всяком случае, окончание у Степенной книги так и нс появилось.
Оценивая Степенную книгу как исторический источник, следует иметь в виду, что большинство ее известий представляют собой заимствования из летописного или агиографического материала XV–XVI вв., правда, в своеобразной стилистической обработке. Степенная книга является скорее источником представлений человека XVI в. о русской истории, чем надежным источником по истории более раннего времени.
Для Степенной книги свойствен свой стиль, в котором выдержан практически весь текст этого произведения (за исключением вставных житий и повестей). В процессе стилистической обработки заимствованных известий из-под пера автора Степенной книги подчас появлялись новые подробности известных событий или их новые интерпретации. Так, рассказывая о приходе к Ярославу Мудрому из Византии мастеров церковного пения, автор Степенной книги замечает, что с этого времени на Руси получило распространение демественное пение, которое как разновидность церковного пения в действительности появляется лишь в XVI в. В этом и сходных случаях перед нами не сознательное желание ввести читателя в заблуждение, а попытка украсить повествование, сделать его занимательным.
Значение Степенной книги еще и в том, что, являясь носителем первой исторической концепции в русской исторической мысли, в XVI–XVII вв. она часто использовалась как источник для других исторических сочинений и оказала большое влияние на историографию XVIII–XIX вв.
Наряду с Никоновской и Воскресенской летописями Степенная книга стала одним из основных источников Лицевого свода по русской истории, причем в ряде случаев, когда известия летописей и Степенной книги расходятся, в Лицевом своде отдается предпочтение варианту Степенной книги.
К Степенной книге обратились также в конце 1580-х гг. в связи с подготовкой учреждения патриаршества. Константинопольского патриарха предстояло убедить в том, что Россия должна стать патриархией. Вполне объяснимо, что в этой ситуации вспомнили о Степенной книге. Около 1589 г. приближенный к московскому митрополиту Иову владимирский архимандрит Иона Думин на основе первоначального текста создал новую редакцию Степенной книги. Вполне возможно, что перед ним не ставили такой задачи; требовалось лишь изготовить еще один список, предназначенный для копирования. Однако Иона Думин вставил в созданный им список краткие прославления Александра Невского, святого, мощи которого являлись главной святыней владимирского Рождественского монастыря, настоятелем которого был Иона.
В 1593 г. Иона написал новую редакцию "Жития Александра Невского", воспользовавшись текстом Степенной книги. Эту редакцию он также вставил в новый список Степенной книги. Чуть позже в него включили два "Слова на перенесение мощей московских митрополитов", составленные в конце XV в. Впоследствии эти "Слова" из Степенной книги изъяли. Так сформировалась Степенная книга редакции Ионы Думина.
В 1598 г. с кончиной царя Федора Ивановича и вступлением па престол Бориса Годунова оборвалась династия московских Рюриковичей. В связи с этим стал неактуальным главный постулат Степенной книги о том, что благополучие державы обеспечивается благополучием и продолжением династии. Последовавшие затем бедствия и разорения периода Смутного времени мало способствовали занятиям историей. Так или иначе, интерес к Степенной книге в первой трети XVII в. почти не прослеживается. Ситуация меняется к 1640-м гг., когда в государственной идеологии и политике намечается возвращение к идеям эпохи Грозного.
С этого времени начинается процесс популяризации Степенной книги. В ее тексте появляется еще одна степень-грань, восемнадцатая, посвященная потомку князя Владимира в восемнадцатом колене царю Федору Ивановичу. ПоВперед история излагается в соответствии с Хронографом редакции 1617 г., т.е. события группируются по царствам Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и Михаила Федоровича Романова.
Справка
1598 г. был точкой, после которой применить структуру Степенной книги в историческом повествовании оказывалось невозможно. Преодолеть это противоречие пытались неоднократно. Известный книжник-агиограф, выходец из Соловецкого монастыря, Сергий Шелонин в своем хронографе всю русскую историю разделил на степени, начав с князя Владимира, но на Федоре Ивановиче отнюдь не закончив. Сергий объявил Бориса Годунова незаконным царем и следующую после царя Федора двадцатую степень отдал Василию Шуйскому, хотя тот был потомком князя Владимира совсем не в двадцатом колене. Двадцать первую степень у Сергия занял Михаил Федорович Романов как "внук" паря Федора Ивановича, хотя в действительности он был его двоюродным племянником. Подобные натяжки демонстрируют желание книжников согласовать династические реалии своего времени с концепцией Степенной книги. В 1657 г. указом царя Алексея Михайловича был учрежден Записной приказ, задачей которого было продолжение Степенной книги до современности. Просуществовав два года, этот приказ так и не справился со своей задачей.
Новая редакция Степенной книги, так называемая Латухинская, в которой династическая концепция русской истории была согласована с ситуацией XVII в., появилась только в 1678 г. Ее автором стал архимандрит Макарьевского Желтоводского монастыря Тихон. Он разделил всю русскую историю на три периода, которые можно условно назвать языческим, династическим и царским. Языческий период включает в себя три части, соответствующие правлениям Рюрика, Игоря и Святослава. Династический период повторяет структуру канонического текста Степенной книги: он разделен на 16 степеней от крестителя Руси князя Владимира до Василия III. Следующий, царский, период начинается с Ивана IV – первого царя. Далее следует второй царь Федор Иванович, третий – Борис Годунов, четвертый – Василий Шуйский, пятый – Михаил Федорович, шестой – Алексей Михайлович и седьмой – Федор Алексеевич. Таким образом, внутри каждого периода нумерация правителей начинается сначала, однако все периоды оказываются связаны династически: князь Владимир был сыном князя Святослава, а Иван IV – сыном Василия III. Этот остроумный прием позволил Тихону без натяжек и искажений приспособить Степенную книгу для нужд исторического повествования XVII в. Центральной для новой редакции стала тема царства.
Редакция Тихона отличается от канонического текста Степенной книги еще и наличием большого количества житий русских святых. Здесь Тихон поступил просто: он выписал все русские жития из печатного Пролога и расположил их в виде отдельных главок по всему тексту своего сочинения. Дополнительным источником здесь было киевское издание "Киево- Печерского патерика". Если в Степенной книге XVI в. встречаем жития только князей и митрополитов (за исключением Жития Даниила Переславского), что объясняется следованием концепции, то в Латухинской Степенной книге история России предстает как история святых, причем самых разных по своему социальному положению – князей, монахов и мирян.
В связи с началом изучения русской истории отношение к Степенной книге изменилось. Историки XVIII в. предпочитали летописи в качестве источника по древнерусской истории. Степенную книгу критиковали за провиденциализм и недостоверность известий. Лишь к концу XVIII в. можно отнести начало интереса к Степенной книге как историческому источнику.