Исторические формы брака

Семья – историческая категория, ее изучение требует взаимосвязи любого методологического принципа с анализом исторических трансформаций.

Наука о семье имеет древнейшие истоки. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейной организации. Интерес к происхождению человечества и человеческой истории всегда сопровождался интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений на Земле.

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества – одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. Современная реконструкция картины брачных отношений древнего человека не является абсолютно достоверной и в большинстве случаев остается лишь научной гипотезой.

История семьи переплетена с антропогенезом – становлением человека и социогенезом – возникновением социума, общества. На ранней стадии развития человечества семья была основным социальным основанием, форма отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества.

Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов – пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом[1].

В далекой древности форма отношений между полами по всей вероятности определяла весь социальный порядок стадного человеческого общества. Стадо прошло огромный путь от ранних коллективов австралопитеков до неандертальцев.

Промискуитет в переводе с латыни означает "вседозволенный", "смешанный". Очевидно, древнее стадо было промискуитетным. Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали запреты. Однако промискуитет нельзя трактовать как беспорядочные отношения. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм. Промискуитет обеспечивал подавление зоологического соперничества в борьбе за самку, из-за которого погибают многие стада животных.

В первобытных коллективах должна была быть исключена ревность, изначально связанная с зоологическим законом доминирования. Промискуитет содействовал обузданию животных половых инстинктов, способствуя их очеловечиванию. Промискуитетный брак поддерживал стадную коллективность. Без промискуитета не могло оформиться первичное стадо предлюдей с его постоянством и коллективностью. Промискуитетные стада оказались наиболее сплоченными и в результате жизнестойкими. Промискуитет – это первый социальный порядок, обеспечивший дальнейшую антропологическую эволюцию. Вероятно, основным противоречием стадного образа жизни была борьба двух начал: биологического и социального, между зоологическими инстинктами и развивающейся социальностью. В стадах предлюдей, где доминирование исчезло, появилось равное распределение и согласованность. Доминирование обеспечивает порядок только при биологических связях, социальные отношения в условиях доминирования не развиваются.

Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределения пищи был непосредственно связан с ее потреблением – равный доступ к нище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которое отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчинило пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование выработали инстинктивную солидарность.

В отличие от стада животных человеческое стадо характеризовалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет – это одна из самых ранних форм организации.

Стабильность и постоянство человеческого стада способствовали созданию условий сохранности потомства в любое время года. Постепенно праматерь человеческая утратила сезонность размножения. Отсутствие сезонности, постоянство сексуальных связей привели к повышению энергетического потенциала человечества как основе общественных форм существования.

Энергетический фонд человека в четыре раза выше, чем у других млекопитающих[2]. Этот факт подтверждает, что антропогенез и социогенез – синхронные, взаимосвязанные процессы.

От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме – родовой.

Род внутри строго экзогамен, т.е. между его членами категорически запрещены браки. Браки заключаются между женщинами и мужчинами, принадлежащими к разным родам. Отношения между родами поддерживаются благодаря наличию между их членами группового брака. С усложнением социальной жизни дуально-родовой брак перерос в дуально-фратриальный. Фратрия – совокупность родов. Появилась возможность вступать в брак с членами не одного рода, а нескольких. Поскольку род – явление универсальное, дуально-родовой брак тоже универсален для определенного исторического периода. По сравнению с промискуитетом дуально-родовой брак был истинной социальной организацией отношений между полами. Все биологические инстинкты были поставлены под социальный контроль. Общественные отношения превратились в первичные, господствующие по отношению к семейно- брачным.

Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. Историко-этнографические открытия последних лет подтверждают тезис об историческом приоритете материнско-родовой организации. При родовом строе производственные и детопроизводительные отношения исключали ДРУГ друга.

Не существовало ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы нс были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. Этнографический материал подтверждает, что брачные группы были связаны ритуальными встречами в определенных, освященных обычаем, местах. Скорее всего эти встречи могли иметь форму оргиастических праздников, сопровождавшихся ритуальными играми и плясками.

При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак", "тотем", а не "отец по крови".

Материнский род и групповой брак – взаимосвязанная система.

Имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство – все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношения к родовой семье, а было атрибутами рода. Может быть, время существования матриархата было единственным в истории человечества периодом, когда сексуальные отношения мужчины и женщины имели самостоятельное значение и нс были связаны с заботами о детях, очаге; эти отношения не предполагали ревности, соперничества, ненависти и т.д.

Таким образом, важнейшими признаками рода являются: экзогамия, общее хозяйство, общественная собственность, происхождение по матери. Родовая община характеризовалась коллективизмом. Потребление было равнообеспечивающим, общинным.

Процесс становления рода протекал во всех основных регионах земного шара и носил панойкуменный характер. На новой дуально-брачной основе контакты между ранее изолированными человеческими коллективами стали постоянными. С переходом от стадного периода к родовому обществу население Земли возросло в 10 раз[3]. Темп исторического развития резко увеличился, что, прежде всего, выразилось в интенсивном развитии производительных сил.

Примерно 10 тыс. лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция – появилось земледелие и скотоводство. Неолитическая революция выразилась в переходе присваивающей, непроизводящей экономики (собирательство, охота) к производящей (земледелие, скотоводство).

Неолитическая революция оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата человечество шагнуло к патриархату: род стал отцовским. Переход к патриархату занял около четырех тысячелетий. Патриархальные общественные отношения возобладали примерно к VI тыс. до н.э. Появление производящей экономики вызвало гигантский рост общественного богатства. Эти громадные сдвиги в общественном развитии привели к разложению первобытного группового брака. Материнский род не был связан с индивидуальным браком. Основой существования пары могли быть лишь личные симпатии и влечение, т.е. свободный выбор. Партнеры по паре были одновременно участниками группового брака. Образование пары не фиксировалось обществом и не влекло за собой никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Такую пару не связывали совместное проживание, собственность, дети, домашнее хозяйство, она воспроизводилась только по обоюдному желанию.

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному: индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи (моногамия – единобрачие).

Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно: победа частной собственности над первоначальной общей собственностью.

С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы – женщины надолго утратили свободу личности.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации.

История человечества и семьи тесно взаимосвязаны. Можно выделить самые важные этапы эволюции семьи, связанные с историческими эпохами (от греч. epoche – "остановка"). На сегодня человечество прошло несколько великих эпох, наступление которых определятся событиями всемирно-исторического ряда. Каждая новая эпоха – это скачок вперед по линии планетарного прогресса.

Первая эпоха, определившая основную линию антропосоциогенеза, – эпоха "неолитической революции", начавшаяся в IX–VIII тыс. до н.э.; как уже было сказано, в этот период произошел переход человечества от непроизводящей экономики к производящей, связанный с освоением земледелия и скотоводства. Теми исторического развития резко повысился. Возник феномен накопления богатств, приведший в результате к формированию частной собственности. События этой эпохи положили начало цивилизации и привели к смене групповых форм брака моногамией.

Ко второй всемирно-исторической эпохе можно отнести времена промышленной революции XVIII–XIX вв., когда подобно неолитическому чуду ручной труд сменился индустриальным. Судьбы семьи стали стремительно меняться. Определяющим поворотом от патриархальной, традиционной семьи к новой, демократической, партнерской стало включение женщины в общественный труд. Этот процесс исторически очень молод и несовершенен. К сожалению, прогресс требует жертв: наряду с прогрессивными тенденциями поднимается исторический "мусор", связанный с ломкой устоявшихся, стабильных, традиционных форм жизни. Трагизм прогресса гениально отражает древнегреческий миф о боге времени Кроносе, который пожирал своих детей и был ввергнут в Тартар собственным сыном Зевсом.

Каждая эпоха – длительный период времени, объединяющий разнохарактерные явления. Так, в эпоху технологической революции на нашей планете живет более 100 народов на уровне родового строя. Папуасам тропической Африки пет дела до нанотехнологий.

Известный современный американский социолог Уолт Ростоу разделил нашу эпоху на три уровня: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Нынешняя эпоха отличается резким обострением геополитических конфликтов, нередко переходящих в форму военных столкновений, на фоне убыстряющегося процесса интернационализации экономики и культуры.

Военные и политические конфликты крайне негативно влияют на жизнедеятельность семьи. Разрушение семейной системы приводит к деструкции процесса воспитания, обостряет демографические проблемы, усиливает проявления аморализма, алкоголизма, наркомании и преступности. Массовость деструкционных проявлений на мировом уровне может составлять прямую угрозу существованию планетарной цивилизации.

В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактическая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему общественного труда, осуществившимся в течение XX в.

Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.

Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступать в повторные браки.

Эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространенному числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей. Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловеческих нравственных ценностей.

Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Распущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше соответствовать потребностям современной семьи. Не следует драматизировать эти безрадостные изменения, так как, по общему признанию представителей мировой социологической науки, институт брака сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспечивающего свободное развитие личности.

Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода.

Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака. Развод стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родители – дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов – детских воспитательных учреждений, школ, вузов, СМИ. Изменение функциональных родительских ролей связано с преобладанием материнских контактов с ребенком.

Внутрисемейная феминизация воспитания резко снизила воспитательную функцию отца в семье. С другой стороны, в демократических семейных союзах воспитательная роль отца возрастает. При этом демократизация внутрисемейных отношений тесно связана с демократизацией воспитания детей. Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбинации с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей: 100 лет назад муж и жена жили без детей в среднем всего полтора года, а сейчас – около 20 лет.

Современные супруги тратят на воспитание детей только 18% брачной жизни против 54% в прошлом[4].

Появилась новая тенденция – рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных; с другой – часто дети не испытывают желания нести какие-то обязанности перед родителями, несмотря на то что они дали им жизнь и подготовили к самостоятельности.

Тенденция к усилению автономии поколений в значительной мере связана с технологической революцией, которая привела к быстрому устареванию трудовой культуры старшего поколения.

Дети получают бесспорное преимущество перед отцами, обладая более современной технологической культурой. Они оказываются более приспособленными к новым условиям общественного труда, чем их отцы. Меняется традиционное профессиональное соотношение отцов и детей, что в свою очередь, ослабляет внутрисемейные контакты и усиливает солидарность в поколенческих группах.

Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. На смену патриархальной монолитности семьи, которая держалась на страхе, насилии, бесправии, приходят товарищеские отношения между членами семьи. Супруги, которые считают свой брак счастливым, имеют высокую оценку по индексу "супружеского товарищества" и низкую по индексу "супружеской напряженности".

Новым явлением стало широкое распространение неполных семей. Это не традиционная семья вдовых, а в основном родители без партнеров. В подавляющем большинстве неполная семья состоит из работающей матери с детьми. Неполные семьи представляют вполне жизнеспособную форму. Вместе с тем неполным семьям нужна большая помощь со стороны общества. Распространенность неполных семей привела к таким тяжелым явлениям, как безотцовщина и женское одиночество, которые, в свою очередь, способствуют росту подростковой преступности.

Современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они сравнимы с результатами научно-технической революции.

Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.