Лекция 7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ

Изучив эту главу, вы будете знать:

• причины, обусловившие своеобразие немецкой экономической мысли;

• этапы развития исторической школы Германии;

• особенности предмета и метода изучения исторической школы;

• основных представителей исторической школы;

• общие черты и особенности взглядов представителей исторической школы.

Основные понятия: национальная экономия, исторический метод, производительные силы нации, промышленное воспитание, воспитательный протекционизм, стадии общественного развития, генетический подход, этос, частное хозяйство, государственное хозяйство, харитативное хозяйство, международное разделение труда, фритредерство, хозяйственная система, дух предпринимательства, конъюнктура, принципы рациональности, идеальный тип.

Общая характеристика исторической школы

Экономическая мысль Германии отличается своеобразием, связанным с особенностями экономического развития страны, которое проходило в два этапа.

К середине XIX в. Германия состояла из 38 больших и малых монархий: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, Гессена и др., разделенных политическими границами и таможенными барьерами, враждовавших и соперничавших между собой. В каждом из них ревниво оберегались средневековые привилегии государей и дворянства, феодальные порядки. Государственная и экономическая раздробленность страны создавала серьезные препятствия хозяйственному развитию страны.

Становление германского капитализма заняло период с 1815 по 1870 г. Вначале возникли предпосылки для развития капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Хотя в Германии применялись машины и появились первые железные дороги, она сильно отставала в экономическом отношении от Франции и Англии. Промышленный переворот проходил медленно и нс носил масштабного характера. Наиболее ярким проявлением сохранявшихся пережитков феодализма являлась государственная и политическая раздробленность страны. Поэтому самой необходимой и безотлагательной задачей было национальное объединение страны, создание единого государства.

Для второго периода – 1870–1900 гг. – характерно создание крупной промышленности, современной банковской системы и транспорта. Германия после завершения объединения страны в 1871 г. пережила полосу бурного экономического подъема. По темпам и уровню промышленного производства она уже опережала многие европейские страны. Развитие промышленности, железнодорожного и морского транспорта свидетельствовали о создании комплекса эффективно работавших отраслей тяжелой промышленности, включавших в себя и наукоемкие производства. По некоторым новым отраслям промышленности, например, химической и электротехнической, Германия занимала лидирующие позиции в мире. Перестраивалось на капиталистический лад и сельское хозяйство. Крупные юнкерские хозяйства превратились в капиталистические производства.

Временем резкого промышленного подъема стали 90-е гг. XIX в. К началу XX в. Германия превратилась в ведущую мировую индустриальную державу. По объемам промышленного производства она занимала 1-е место в Европе и 2-е место в мире после США. Во многом беспрецедентный экономический рост обеспечивался продуманной протекционистской политикой германских властей, теоретическое обоснование которой и дала появившаяся историческая школа.

В середине XIX в. в условиях отсутствия политического единства и национального рынка, существования феодальных пережитков в Германии возникло новое направление экономической мысли – историческая школа. Ее представителей объединяла общая цель: определить пути создания экономически сильного и независимого государства.

Для сторонников исторической школы характерным было отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. Они полагали, что на развитие народного хозяйства оказывают воздействие не только базисные факторы (экономика и политика), но и такие, как географическая среда, особенности исторического развития, национальной психологии, культуры и религии. Благодаря этим факторам экономика каждой отдельно взятой страны развивается по собственным, только ей присущим законам. Именно поэтому создание универсальной экономической теории невозможно.

Другой особенностью немецкой исторической школы являлся антикосмополитизм. Ее представители в большей или меньшей степени преувеличивали роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Задачу экономической науки они видели в их изучении.

Представители исторической школы рассматривали народное хозяйство как единое целое, части которого находятся в постоянном взаимодействии, а нс как простую сумму отдельных индивидов. Поэтому оно управляется особыми законами, отличными от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятого индивида.

Представители исторической школы негативно относились к концепции экономического человека. Они отвергали представление об индивиде как человеке, свободном от воздействия общественных факторов и автономно стремящемся к достижению максимальной личной выгоды. Для них он, в первую очередь, – культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Поэтому при изучении экономики требуется учитывать разнообразные неэкономические факторы: этические, психологические и правовые.

Сторонники исторической школы понимали хозяйство как национальную и эволюционирующую систему, которая в своем развитии проходит различные стадии. Поэтому они считали невозможным создать универсальную экономическую теорию, поскольку разные стадии хозяйственного развития имеют свою специфику и обладают уникальными характеристиками.

Представители исторической школы положительно относились к государственному вмешательству. Они со скептицизмом относились к идее о том, что свободная конкуренция в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без системного воздействия государства в выигрыше всегда будет хозяйство "сильнейших" за счет "слабейших".

Историческая школа Германии в своем развитии прошла три этапа.

– период так называемой старой исторической школы – 40–60-е гг. XIX в. Ее основателями являлись В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс;

– молодая (новая) историческая школа – 70–90-е гг. XIX в. Лидерами этого направления стали Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер;

– новейшая историческая школа, или современная историческая школа, – первая треть XX в. Ее создатели – В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитгоф.

Предмет. Объектом изучения исторической школы являлись экономические отношения, которые складывались в Германии в условиях быстрого хозяйственного развития. Предметом же выступала национальная экономика во всех се проявлениях, а также неэкономические факторы, влиявшие на хозяйственное развитие.

Наиболее четко предмет и направления исследований были определены А. Шпитгофом. Он считал, что у экономической теории имеются три основных направления:

– внеисторическая чистая теория, изучающая универсальные закономерности и использующая построения в виде моделей;

– историческая теория, анализирующая действительность в форме "идеальных типов" или "стилей" на базе обширных наблюдений;

– экономическая история, исВперед конкретные историко-экономические проблемы.

Методы. Представители исторической школы отрицательно относились к абстрактно-дедуктивным методам анализа и использовали в основном индуктивный метод.

В отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время, деятели исторической школы сконцентрировали внимание на анализе конкретных экономических ситуаций в различных странах. Проведение эмпирических исследований предопределило использование статистического и сравнительного методов.

Большое значение в исторической школе придавалось аналогиям. Достаточно часто для обоснования своей позиции они заимствовали аргументацию у юристов, поскольку считали, что юриспруденция и экономическая наука развиваются по одним законам.

В исследовании экономических явлений основной акцент они делали на использование разработанного исторического метода, который был ориентирован на выявление историко-экономических и национальных особенностей отдельных стран. Исторический метод предполагал сбор историко-экономических фактов, обобщение и интерпретацию собранного материала.