Историческая и "естественнонаучная" литература
Выработке новых христианских воззрений на природу, историческую жизнь народов способствовал перевод византийских хроник, "естественнонаучных" сочинений.
Особой популярностью на Руси пользовалась хроника Георгия Амартола, созданная в IX в. и дополненная Симеоном Логофетом в X в. Изложение событий "мировой" истории здесь начиналось от сотворения мира и включало историю древнееврейскую и, как ее продолжение, византийскую. Излагая события византийской истории, доведенной до 948 г., Георгий Амартол и Симеон Логофет большое внимание уделяли церковной жизни. Трактовка исторических событий давалась с религиозно-дидактической, провиденциалистской точки зрения. Хроника знакомила русского читателя с событиями мировой истории, служила и назидательным чтением. Ее материалы использовались русскими летописцами для уяснения места и судеб Русской земли в "мировой" истории.
Меньшей популярностью пользовались на Руси хроника Иоанна Малалы (VI в.) и хроника Георгия Синкелла (VIII в.); изложение событий в последней было доведено до императора Диоклетиана (III в.). В обеих хрониках преобладал мирской элемент. Георгий Синкелл включил в свою хронику много языческих мифологических рассказов и почти не касался событий церковной жизни.
В XI–XII вв. путем обработки хроник Георгия Амартола и Иоанна Малалы на Руси была создана первая редакция "Еллинского и Римского летописца", вторая редакция которого (XIII в.) явилась основой древнерусских хронографов.
Своеобразной средневековой "естественнонаучной" энциклопедией были "Шестоднев" и "Физиолог". Сообщая сведения о растительном мире и животном царстве, эти произведения включали много баснословного, фантастического и вместе с тем поэтического.
Так, например, "Физиолог" сообщал о чудесной птице феникс, превосходящей своей красотой павлина и всех пернатых. Она носит на своей главе венец и "сапогы на ногу, якоже царь". Живет эта прекраснейшая птица в Индии близ Солнечного града. В течение пятисот лет лежит она на кедрах ливанских без всякой пищи. Тогда звонит в колокол иерей Солнечного града, и при его звоне слетает феникс на землю и входит к священнику в церковь, садится на ступени аятаря и превращается в пепел. Наутро же священник, придя в церковь, находит там вновь возродившуюся из пепла птицу. Описывает "Физиолог" и фантастического зверя единорога, который подобен "комяти" и очень кроток, но охотник не может приблизиться к нему, потому что единорог очень силен, имея один рог посередине головы. А вот птица "сирин" – "до чресл" образ человеческий, а хвост гусиный. Своим "благоглаголанием и благословесием возжигает сердца беззлобных".
"Физиолог" не ограничивается простым описанием животных, он дает символическое толкование их свойств. Так, феникс – это образ праведника, свидетельство воскресения Христа.
Описываемые свойства животных "Физиолог" объясняет как определенные состояния человеческой души.
Образ единомужней горлицы – идеал супружеской верности и любви: потеряв любимого или любимую, горлица удаляется в пустынное место, где на сухом древе оплакивает невозвратимую утрату. Трухлявое дерево, которое долбит дятел, устраивая внутри себе гнездо, – символ душевной слабости человека, этой слабостью и пользуется дьявол, который овладевает душой и там возгнездится.
С устройством мироздания древнерусских людей знакомила "Христианская топография" Космы Индикоплова (плавателя в Индию). Сочинение этого монаха, в прошлом александрийского купца, совершившего путешествие на Восток (VI в. н. э.), было известно на Руси в XI–XII вв. Косма считает, что только "божественное писание" дает истинное представление об устройстве Вселенной. Центр Вселенной – земля. Это прямоугольная плоскость, длина которой вдвое больше ширины, ибо такой формы был устроен Моисеем престол в святая святых,– этот престол и являл собой образ земли. Земля утверждена на своем основании, и она неподвижна. Плоскость земли со всех сторон омывается океаном. За его пределами находится еще земля, где был рай. Край этой земли поднимается высокой стеной, которая, закругляясь, образует видимое небо, или небесную твердь. Здесь укреплены небесные светила, которыми управляют особые ангелы, следящие за сменой дня и ночи, собирающие в трубы воду морскую и низводящие ее на землю дождем. Видимое небо, или твердь небесная, скрывает за собой невидимые небеса, где на седьмом небе пребывает сам Господь Бог.
К концу XII в. был переведен сборник афоризмов, собранных из книг "священного писания", творений "отцов церкви", книг античных философов. Поскольку эти изречения собирались с большим старанием, как пчела собирает нектар, и таким нектаром была извлеченная из книг мудрость, то и сборник этот получил название "Пчелы". Основная цель его была дидактическая: в афористической форме дать нормы христианско-феодальной этики. Русскими книжниками "Пчела" использовалась в качестве источника афоризмов, которыми они подкрепляли свои мысли. В то же время они дополняли "Пчелу" новыми афоризмами, взятыми из произведений древнерусской литературы, а также их "мирских притч", т. е. народных пословиц.
Итак, возникновение древнерусской литературы было вызвано потребностями политической и духовной жизни древнерусского государства. Опираясь на устное народное творчество и усваивая художественные традиции христианской литературы, русские писатели середины IV – начала XII в. создают самобытные произведения.