Историческая динамика редукционизма в социальной работе
В 1990-е гг. развитие теории социальной работы в России осуществлялось в рамках системы образования. Логика оформления знания в области социальной работы была связана с теоретическим обоснованием простых объектов, дедуктивные объяснения которых находятся в педагогических, социологических, психологических науках, концепциях и моделях западной социальной работы. Система образования стала той матрицей, в рамках которой начинает конструироваться теория социальной работы. Можно выделить несколько фаз данного процесса (рис. 1.15).
Первая фаза – начальный этап редукционизма – связана с предметно-понятийными номинациями. Поскольку образовательная парадигма связана с унификацией научного знания, между экспертами заключается "общественный договор" о необходимости и достаточности тех или иных дисциплин в образовательном пространстве. Определение предметных границ образования и познания осуществляют преемники предшествующих теорий, ученые, представляющие педагогические, психологические, социальные науки.
Вторая фаза связана с экспансией социальных наук. На данном этапе предметно-понятийное пространство соци-
Рис. 1.15. Историческая динамика редукционизма в отечественной теории социальной работы
альной работы рассматривается как данность той или иной социальной предметной области. Утверждаются направления редукционизма: педагогика социальной работы, психология социальной работы, экология социальной работы, валеология социальной работы, социология социальной работы, философия социальной работы. В ситуации отсутствия методологических ориентиров в теории познания социальной работы осуществляется аксиоматическое утверждение данных подходов без обоснования их истинности или ложности.
Третья фаза связана с верификацией предложенных познавательных схем через практическую образовательную деятельность. Сведение теории социальной работы к отдельным областям познания показало невозможность в рамках предложенных схем осмыслить ее сущность, тем самым косвенно подтвердив ее самостоятельное существование. На данном этапе происходит расширение образовательного пространства, оно уже не связано лишь с образовательной практикой регионов. Представление о широком образовательном пространстве с включением в него познавательного опыта западной цивилизации привело к интеграции в предметно-понятийное пространство эволюционного развития теорий социальной работы. Отсюда можно наблюдать редукцию познания, направленного на парадигмы теорий социальной работы. Они становятся ориентирами в развитии отечественной теории, отодвигая педагогические, социологические и психологические концепты.
Сравнительная характеристика теоретических парадигм концепции общественного призрения и концепции социальной работы в России представлена в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Парадигмы теории общественного призрения и теории социальной работы в России на рубеже веков
Основные категории |
Общественное призрение (XIX – начало XX) |
Теория социальной работы (конец XX – начало XXI) |
Базовое понятие |
Общественное при- |
Социальная работа |
Семантическое поле |
Деятельность, область представлений |
Деятельность, область познания, направление образования |
Парадигмальная основа |
Исторический эволюционизм, христианская этика, органицизм, право, экономика, социальная политика |
Педагогические, психологические, социологические, философские подходы и обоснования |
Объект |
Плюрализм подходов в зависимости от школы |
Плюрализм подходов в зависимости от субъектной позиции исследователя |
Предмет |
В контексте школ |
В контексте научных направлений |
Представление о "человеке нуждающемся" |
Паупер, нищий, профессиональный нищий, человек деструктивный, "человек нуждающийся" |
Человек страдающий, результат деформации социально-экономических ситуаций, потребитель услуг |
Представление о помогающем субъекте |
Государство, общество в лице благотворительных организаций, миссионеры |
Государство, профессионалы, взаимопомощь |
Предметный |
Формируется и научным сообществом не признается |
Формируется и признается научным сообществом |
Основные обсуждаемые проблемы |
Рациональная организация практики, локализация социальных болезней, ликвидация голода |
Обоснование познания в системе социальных наук |
Связь с практикой |
Широкая и системная |
Несистемная |
Категории |
На основе парадигмальных связей теории общественного призрения |
На основе перенесения из других областей знания |
Принципы |
На основе практики или традиций познания общественного призрения |
На основе аналогий из других областей познания |
Развитие парадигмы |
Эволюционное, в контексте мировых процессов |
Революционное |
Образование |
Отсутствует |
Многоуровневая система образования |
Монографии, журналы, исследования |
Представлены широко и по разным направлениям |
На стадии предметного оформления |
Основные области рефлексии |
Монографии, журналы, съезды |
Специализированные кафедры, монографии, журналы, конференции, международные про- |
Выводы
1. Институционализация социальной работы имеет свою специфику. Историческая эмпирическая практика помощи и поддержки способствовала локализации социальных проблем и осуществлялась на основе самоорганизации общественных сил в различные первоначально неформальные институты.
2. В процессе деятельности этих институтов не только решались конкретные исторические задачи, но и определялось проблемное теоретическое поле социальной работы.
3. Необходимость передачи накопленного эмпирического опыта работы с отдельными проблемами нашла выражение в оформлении имплицитных представлений, касающихся практики деятельности, что, в свою очередь, определило становление специфического образовательного пространства социальной работы.
4. Образовательное пространство социальной работы и в западной цивилизации, и в России имело свои специфические черты. В западной цивилизации процесс развития образования был последователен и определялся мировыми тенденциями развития практики помощи. В Российской Федерации социальное образование оформлялось без учета практики помощи, поскольку институты поддержки только оформлялись.
5. Европейское познание в области социальной работы формировалось на основе психологических и социологических парадигм, а также американских теорий социальной работы. Российская теория социальной работы формировалась на основе педагогического, психологического и социологического знания, что определило ее специфику.