Истоки колониализма

Итак, речь в этом томе пойдет о Востоке в период развитого колониализма. Но что такое колониализм как феномен, откуда он взялся, где истоки колониальной экспансии? Вопрос стоит того, чтобы снова, после сказанного об этом в первом томе, уделить ему некоторое внимание.

o Понятие "колония" (лат. colonia - поселение) возникло в античной древности и использовалось для обозначения поселений, расположенных в стороне от первоначального центра, а то и достаточно далеко от него. В принципе такого рода расселение было хорошо известно земледельцам со времен неолита; более того, именно так и распространялись по ойкумене достижения неолитической революции.

Однако когда мы говорим о колониях в более узком и специальном смысле этого слова, то речь идет не просто о расселении переселенцев. Остается в стороне даже так называемая внутренняя колонизация, т.е. постепенное освоение пустующих земель в рамках данного региона, будь то средневековая Европа, Россия или Африка. Важно обратить преимущественное внимание на такие поселения, которые были вызваны к жизни потребностями торгово-экономического развития и имели своим результатом создание на чужой территории автономных анклавов, в рамках которых поселенцы-колонисты воссоздавали свойственную им структуру, родственную той, что была в далекой метрополии. Но и это последнее следует считать все же типичным, а потому необходимо внести уточняющую поправку: колониальная структура обычно отлична от той, которая господствует среди аборигенного населения, причем эту разницу колонисты ревностно блюдут, равно как и традиционные связи с метрополией. Иными словами, речь вдет о таких колониях, которые, особенно на первых порах, когда все вокруг было еще не освоено, можно было бы считать просто некими форпостами метрополии на чужой земле, форпостами, с выгодой используемыми с целью наживы и во имя процветания населения метрополии (включая и колонистов).

Исторически первыми, с широким размахом реализовавшими практику колонизации, были финикийцы - для них торговля и мореплавание были едва ли не основным занятием. О финикийском феномене специально шла речь в первой части работы, причем особо отмечалось, что финикийцы в некотором смысле предшественники античных греков. Эстафету колонизации именно финикийцы передали грекам, а те римлянам. В какой-то степени процессом такого же рода можно считать и эллинизацию Ближнего Востока после походов Александра Великого, хотя характер колонизации в то время был все-таки несколько иным. В средние века колониальные анклавы создавали такие торговые республики, как Венеция или Генуя, а также торговые союзы типа Ганзы.

Существовали ли колонии у стран и народов Востока? И более того, могли ли в принципе создаваться колонии государствами Востока? Категорически отрицательного ответа дать на эти вопросы нельзя. В принципе восточные купцы вполне могли создавать и создавали на чужих территориях свои анклавы - достаточно напомнить о китайцах в Юго-Восточной Азии и об арабах на восточноафриканском побережье. Но были ли это колонии в полном смысле слова? О китайцах известно немало, об африканских арабах меньше. Однако и в том, и другом случае перед нами все же не замкнутые колониальные анклавы.

пример

Что касается китайцев, то они поддерживали связи с Китаем, быть может, во много раз более тесные, нежели, скажем, жители финикийского Карфагена или греческой Ольвии со своими метрополиями. При всем том у китайцев вне Китая нигде и никогда не было административно замкнутых поселений типа анклавов. Они всегда достаточно гармонично вписывались в местную структуру и лишь веками хранили в ее рамках свои общинные, клановые и иные корпоративные связи.

Что касается арабов в Африке - и не только на побережье, но и в городах Судана, - то, несмотря на явно выраженную именно арабо-мусульманскую стилистику, которую они приносили с собой и по образу которой создавались в Африке первые города, их поселения не были арабскими анклавами в полном смысле этого слова. В Судане и Сомали они становились частью африканских государственных образований. На восточноафриканском побережье они, лишенные, как правило, своих арабских женщин, быстро подвергались воздействию со стороны местного населения и в расовом, этническом, даже языковом плане становились образованиями нового типа, не слишком связанными с метрополией.

Словом, в случае с китайскими купцами, как и с африканскими арабами (об арабских странах североафриканского Средиземноморья следует вести речь особо, ибо их нельзя считать колониями), не было стоящей за их спинами метрополии как мощной политической силы, на которую колонисты всегда могли бы опереться. Напротив, выселившиеся на чужие земли китайцы и арабы (как и представители иных восточных государств) оказывались словно бы отрезанным ломтем. Государства не только не были заинтересованы в их официальной поддержке, но даже вообще как бы игнорировали их. Для этого были свои весомые причины.

В первом томе уже не раз шла речь о традиционном восточном государстве и восточном социуме. Для восточного государства интересы торговцев, связанных с частнособственнической предпринимательской деятельностью и тем более ориентировавшихся на иностранный рынок, всегда были чужды. Взять с купцов пошлины, получить от них взятки - милое дело, но заботиться о процветании их вне пределов государства - это уж увольте! Другое дело, когда самому государству выгодно расширить свое влияние на той или иной чужой территории, как то было, скажем, с маскатским Оманом на восточноафриканском побережье (Занзибарский султанат). Но это уже была не колонизация, а в зависимости от обстоятельств завоевание, присоединение, политическое господство. То же относится и к акциям Альморавидов в Судане, да и ко всем иным политическим событиям, сопровождавшимся вторжением той или иной восточной державы в чужие земли.

o Колонизацией в интересующем нас смысле следует считать создание на чужой территории замкнутых административно-автономных анклавов, копировавших метрополию, тесно связанных с ней и опиравшихся на ее действенную и заинтересованную поддержку.

Совершенно очевидно, что такого рода анклавы могли создаваться и реально создавались лишь там, где активная частнособственническая предпринимательская деятельность официально считалась ведущей и поощрялась заинтересованным в ее процветании государством. Вот почему колонии торгово-экономического характера создавались (если говорить о колониях в полном смысле слова и принять во внимание все вышесказанное) почти исключительно европейцами - как в античной древности, так и в средние века. Именно такого типа колонии и были тем образцом, на основе которого в XV-XVI вв. сложился колониализм как явление уже несколько иного порядка, отличавшееся иными формами и, главное, другими масштабами. Связь этого нового буржуазного колониализма с нарождавшимся европейским капитализмом вполне очевидна.