Япония
Японские организации отличаются выраженным коллективизмом, иерархичностью, мужественностью, уважением к статусу, который может определяться полом, возрастом, принадлежностью к семье, позицией в организации. В японском обществе человек встроен в систему родственных отношений и вынужден смотреть на свои поступки и действия глазами окружающих. Высокая иерархичность японского общества проявляется в строгой соподчиненности, сохранении дистанции, принципиальном отсутствии равенства. Японцы связывают свою карьеру с конкретной организацией, в которой они хотят работать всю жизнь, и демонстрируют высокую преданность своей корпорации (уход из компании может оцениваться как предательство). Японцы в организации скорее живут, чем просто работают (табл. 15.8).
Таблица 15.8
Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в Японии
Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение |
Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями |
Коллективизм. "Сохранение лица". Вежливость и уважение. Пунктуальность. Невозмутимость. Культ старости. Уважение к старшим. Церемониальность, ритуальность. Преданность корпорации. Три "нет" японской бизнес-этики: нельзя приходить без визиток; нельзя быть неподготовленным к переговорам; нельзя нарушать дресс-код |
Г. Хофштеде. Коллективизм, высокая дистанция власти, высокое стремление избежать неопределенности, выраженная мужественность |
Э. Холла. Высококонтекстность |
|
Р. Льюиса. Реактивность |
|
Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Партикуляризм – универсализм, диффузность, эмоциональная нейтральность, ориентация на статус, долгосрочность ориентации, внешне управляемая |
Арабские страны
Функционирование организаций в арабских странах во многом определяется влиянием ислама. Религия оказывает воздействие на этические установки работников, график работы, внешний вид, взаимоотношения мужчин и женщин. Арабские организации отличаются выраженным коллективизмом, ориентацией на семью (неслучайно так культивируется наем родственников в организацию, даже если они не обладают необходимой профессиональной компетентностью). Арабы ориентированы на человеческие отношения в бизнесе – важен не контракт, а данное партнером слово. Друг – очень важное понятие. Арабы гостеприимны, эмоциональны, разговорчивы, очень любят торговаться, боятся показаться невежливыми (редко используют слово "нет"). Ислам оказывает сильное влияние на гендерные отношения, на роль женщин в экономической жизни. Женщина имеет право на труд, но только с согласия мужчины, по возможности в женском коллективе, в определенных сферах деятельности и только в том случае, когда работа не мешает семье и не оказывает негативного влияния на здоровье женщины (табл. 15.9).
Таблица 15.9
Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в арабских странах
Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение |
Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями |
Исламская этика бизнеса. Ориентация на семью. Важность отношений с партнером. Влияние религии на жизнь арабов. Разделение жизни полов. Гендерное неравноправие. Непунктуальность. Гостеприимство. Умение торговаться. "Сохранение лица". "Если Аллах пожелает". Неумение слушать |
Г. Хофштеде. Коллективизм, высокая дистанция власти, средневысокое стремление избежать неопределенности, выраженная мужественность |
Э. Холла. Высококонтекстность |
|
Р. Льюиса. Полиактивность |
|
Ф. Тромпснаарса и Ч. Хэмпдсн-Тернера. Партикуляризм, диффузность, эмоциональность, ориентация на статус, долгосрочность ориентации, внешне управляемая культура |
Несмотря на постоянные разговоры об универсализации и глобализации бизнеса, введении стандартных подходов к управлению, мы вес равно не можем игнорировать национально-культурные особенности и региональную специфику организационного поведения. Сталкиваясь с представителями "чужой" культуры мы испытываем культурный шок, видим их непохожесть, часто воспринимаемую как ненормальность. Поэтому для повышения эффективности ведения бизнеса важно развивать кросс-культурную чувствительность, восприимчивость к особенностям других культур. Необходимо придерживаться следующих важнейших правил: (1) продавец всегда подстраивается под специфику и культуру покупателя; (2) приезжающий в страну подстраивается под местные особенности и традиции.