Источниковедение и историография как основа любого исторического исследования
С методологией истории неразрывно связаны такие области исторического знания, как источниковедение и историография.
Источниковедение — отрасль исторического знания, занимающаяся выявлением, систематизацией и исследованием исторических источников.
Поскольку единственная возможность получить знания о прошлом изучение исторических источников, то источниковедение лежит в основе любого подлинно научного исторического исследования. Собственно, именно наличие источниковедческой составляющей отличает научные работы по истории от публицистики, исторической литературы, научно-популярных работ и т.д. Это — основа изучения прошлого, которое всегда начинается с выявления и анализа источников.
Как в классической методологии истории, так и в современной западной исторической традиции историческое источниковедение — неотъемлемая часть методологии истории. Например, Лаппо-Данилевский относил методологию источниковедения к специальной методологии истории наряду с методологией исторического построения [1]. В то же время в отечественной исторической науке источниковедение продолжает выступать в качестве отдельной учебной дисциплины [2].
В определенной мере такой подход можно считать методически продуктивным, поскольку он позволяет студентам углубленно познакомиться с различными аспектами этой области методологии истории. Однако, разумеется, следует помнить, что любое историческое исследование включает в себя арсенал методов источниковедения: эвристические процедуры (отыскание источников), критику источника (установление происхождения и ценности показаний источника), герменевтические процедуры (интерпретация сведений источника).
В ходе исторического исследования историк, разумеется, ориентируется не только на источники, но и на уже сформулированное научное знание о прошлом, т.е. на историографическую традицию.
Слово "историография" (отгреч. istoria — "исследование, изучение прошлого" и grapho — "пишу") многозначно: в широком смысле его понимают как совокупность научной литературы по истории, в узком — как историю исторической науки [3].
В контексте методологии истории для нас важны оба смысла. Как отмечал Коллингвуд, историк работает с исходными историческими фактами и проблемами, которые "историческое мышление решило в прошлом, и они остаются решенными до тех пор, пока историк или кто-нибудь другой вновь не захочет поставить их" [4].
Иными словами, труд историка ограничивают рамки определенного историографического поля, те факты и концепции, которыми располагает современная ему историческая наука. Ученый не вправе игнорировать существующую историографическую традицию, хотя, разумеется, может пересмотреть выводы предшественников. В то же время, обращаясь к историографии, исследователь должен адекватно оценивать тексты, созданные в той или иной историографической ситуации, критически их оценивать.
В этом контексте важно понимать, что любой научный текст может выступать и в роли историографического источника, т.е. источника по истории исторической мысли, исторической науки. В этом смысле знакомство с историографией и се изучение как научной дисциплины — обязательный компонент методологической подготовки историка, при этом речь идет как об истории науки, так и о ее сегодняшнем дне.
При этом необходимо учитывать, что историография — это всегда продукт своей эпохи в том смысле, что она соответствует тому уровню исследований, который существовал во время написания данного труда. Есть выражение "работа имеет только историографическую ценность", то есть ее надо учитывать как свидетельство достижения определенных результатов в изучении какой-либо проблемы. Но эти результаты уже превзойдены в трудах других исследователей. Тем не менее будет научно корректным отдать дань уважения историкам-предшественникам: без их сочинений современной историографии не было бы. Человеческое знание развивается непрерывно, и каждый достигнутый результат — необходимая ступень на пути к высоким истинам. Применительно к ученым всегда можно процитировать средневекового мыслителя XII в. Бернарда Шартрского: "Мы карлики, стоящие на плечах титанов" [5].
Таким образом, приступая к историческому исследованию, необходимо: критически проанализировать историографию предмета исследования, изучив труды предшественников в хронологическом порядке; при этом следует обращать внимание на исторический контекст, т.е. задумываться над тем, какие научные, идеологические, философские мотивы подвигли историка к той или иной интерпретации источников и событий;
- сформировать программу работы с историческими источниками по теме исследования.