Лекция 16. ЯПОНИЯ

Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая.

В Японии в конце II–III в. начинали возникать племенные союзы, усиливался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов появилась родовая аристократия, развивалось имущественное и социальное неравенство. В III в. образовался крупный племенной союз Ямато, на базе которого и происходило складывание японского государства. В V в. вождь племенного союза Ямато объединил под своей властью большую часть страны. Власть правителей Ямато, первоначально отражавшая интересы общинно-родовой знати, постепенно приобретала функции царской власти, усиливалась централизация страны. В правление принца Сётоку Тайси (регент 593–621) был проведен ряд реформ. Вместо наследственной системы должностей вводилось 12 рангов. Появился первый законодательный акт – "Закон 17 статей" (конституция Сётоку), провозгласивший верховную власть царей Ямато и определивший принципы государственного управления. Однако окончательное утверждение централизованного управления произошло в эпоху Тайка.

В 645 г. в Японии произошел переворот, называемый по наименованию года, когда он случился, "переворотом Тайка". Реформы, последовавшие за переворотом Тайка, знаменовали утверждение раннефеодальной монархии в Японии. Во главе государства стоял император, власть которого передавалась по наследству. При императоре существовал Государственный совет, разрабатывавший общие направления государственной политики. Была создана центральная администрация по образцу китайской империи Тан.

В этот период вся земля в Японии была объявлена государственной собственностью, которая распределялась среди населения в зависимости от ранга и числа едоков. За предоставленную землю крестьянство выплачивало государству налог зерном и ремесленными изделиями, а также несло трудовую повинность до 100 дней в году. Периодически, раз в шесть лет, государство проводило перераспределение земель. Однако такая система оказалась экономически неэффективной и недолговечной. С IX в. в Японии развивалась система сениории (сёэн) – неприкосновенного владения, освобожденного от налогов, которая вскоре превратилась в феодальное владение с суверенной судебной властью, в рамках которого начала развиваться система вассальных связей. Появился слой профессиональных воинов, состоявших на службе крупных землевладельцев и получавших земли в качестве вознаграждения за службу.

К середине X в. надельная система окончательно перестала существовать. Господствующей формой феодального землевладения стало поместье.

С XI в. в Японии сформировались группировки феодалов, которые постоянно вели борьбу друг с другом. К середине XII в. наиболее сильными из них были Минамото на северо-востоке и Тайра на юго-западе Хонсю.

В 1185 г. с разгромом Тайра борьба между феодальными домами закончилась. Власть в стране перешла в руки северо- восточных феодалов, которые в 1192 г. провозгласили своего вождя Еритомо Минамото правителем государства. Его звание сёгун (полководец) с этого времени стало обозначать титул военно-феодального правителя. Таким образом, в XII в. происходило изменение системы управления и становление феодального режима, своеобразной военно-феодальной диктатуры – сёгуната. Император был лишен реальной власти, которая перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Непосредственная власть сосредоточивалась в руках сёгуна, при котором существовал круг советников (редзю), составлявших непосредственное правительство (бакуфу). Власть сёгуна носила наследственный характер и закреплялась за наиболее сильным феодальным родом. Императорская династия имела чисто номинальное значение. Опору сёгуната составило военно-феодальное сословие (буси), особенно личные вассалы сёгуна, которые заняли административные должности. Низшая часть сословия буси состояла из мелкого дворянства (самураев), которое со временем оформляется в замкнутое сословие со своим кодексом чести, основанном на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

В XIV–XVI вв. в Японии произошел переход от среднего феодального землевладения (сёэн) к крупному – княжествам. Основной фигурой среди феодалов стал владетельный князь (даймё).

Под контролем княжеской власти развивались сельское хозяйство, ремесло и торговля. В связи с укрупнением феодальной собственности мелкие и средние феодалы отстранялись от непосредственного владения землей и превращались в служилых людей.

В XV–XVI вв. под влиянием широкого развития торговли с Китаем и Кореей князья начали интенсивно заниматься горным промыслом, добычей в своих владениях золота, серебра, меди. Усиление экономического могущества отдельных феодалов способствовало росту их сепаратизма, стремлению избавиться от власти сёгуна.

В 30-е гг. XIV в. должность сёгуна от дома Минамото перешла к роду Асикага. В XVI в. центральное правительство сёгунов из дома Асикага полностью утратило власть над страной. В середине XVI в. в Японии появляются европейцы, начинается распространение христианства.

В обстановке непрекращающихся междуусобиц, крестьянских восстаний значительная часть феодального сословия оказалась заинтересованной в объединении государства, создании сильной центральной власти. Города хотели создания в стране единого рынка. Объединение страны начал Набунага Ода, а после его смерти дело объединения продолжил Тоётоми Хиэёси. Формально занимая лишь пост канцлера (капаку), Тоётоми сконцентрировал в своих руках фактическую власть. К концу XVI в. объединение Японии было в основном завершено. Крестьянские выступления были жестоко подавлены, в 1588 г. появился указ об изъятии оружия у крестьян. В период 1589–1595 гг. была проведена всеобщая перепись земельных владений. Крестьянам, записанным в реестровых книгах за определенными участками, запрещалось уходить с земли. Одновременно была ликвидирована свобода городов.

В 1603 г. сёгуном был провозглашен Иэясу Токугава. Династия сёгунов Токугава правила страной до 1867 г. При Токугава Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство, экономическую основу которого составили земли правящего дома, крупные города и рудники. Княжества были административно-хозяйственными единицами. Во главе княжеств находились князья, имевшие большие дружины. В то же время была установлена система жесткого контроля над даймё. Служилое сословие (самураи) сосредоточились в основном в городах – резиденциях князей, получая жалованье рисом. Была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. Издавались кодексы поведения для князей и дворян, императора и его двора, ставившие их под контроль сёгуна.

Правительство Токугава, опасаясь экспансии европейцев и распространения христианства, которое становилось идеологией народных движений, встало на путь самоизоляции. Для борьбы против христианства были приняты указы 1612,1613 и 1618 гг. В 1633, 1636 и 1639 гг. последовало три указа о "закрытии" страны. Под страхом смерти запрещались въезд иностранцев, выезд японцев за границу и строительство больших судов. В 1641 г. ограниченная торговля с Китаем и Голландией была разрешена лишь в Нагасаки. В конце XVII – начале XVIII в. токугавская Япония достигла наивысшего подъема. В дальнейшем Японское государство вступило в длительный кризис.

Основные черты права

Для раннефеодального права Японии было характерно преобладание норм обычного права. Первые записи таких правовых норм, как конституция Сётоку 604 г., носили характер наставлений, моральных заветов своим чиновникам. Введение в VII в. надельной системы и делений общества на ранги привело к появлению законодательных кодексов (рицу-ре). Эти сборники включали нормы уголовного (рицу) и административного (ре) характера.

В XVI в., после введения в Японии структуры населения, основанной на жесткой иерархии, исключается сама мысль о правах низших в отношении высших слоев населения. Между представителями феодальных групп отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась между помещиками и земледельцами.

Существовал целый комплекс норм (гири), регулирующих поведение людей во всех случаях жизни. Эти нормы, правила поведения заменяли собой право, а иногда и мораль. Неисполнение любого гири считалось позором.