Источники валютного права
Термин "источник права" означает внешнюю форму объективизации, выражения права или нормативной государственной воли.
Каждый источник валютного права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму.
Система источников валютного права представляет собой совокупность множества элементов – нормативных правовых актов, регулирующих валютных отношения. Поскольку валютное право представляет собой комплексную отрасль законодательства, то его источниками могут считаться любой нормативный правовой акт или отдельные правовые нормы, регулирующие валютную деятельность государства или валютные операции частных субъектов. Тем самым нормы валютного права содержатся в нормативных актах, относящихся к различным отраслям права.
Источники валютного права – это внешние конкретные формы его выражения, т.е. международные договоры, правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, органов валютного регулирования, содержащие нормы валютного права.
ОГЛАВЛЕНИЕм источников валютного права являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валюты и валютных ценностей, валютного регулирования, отношения в сфере валютного контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение валютного правонарушения.
Источники валютного права образуют иерархично построенную систему, направленную на комплексное регулирование как публичных, так и частных валютных отношений. В зависимости от юридической силы в системе источников валютного права выделяются Конституция, международные договоры и соглашения, законы и подзаконные нормативные правовые акты.
1. Конституция имеет высшую юридическую силу на территории РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции), поэтому конституционные нормы, регулирующие валютные отношения, лежат в основе регулирования валютной сферы в Российской Федерации. В Конституции содержится несколько правовых норм, имеющих непосредственное отношение к валютной сфере:
– пункт "ж" ст. 71, согласно которому в ведении Российской Федерации находится валютное регулирование. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации;
– статья 8, согласно которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Названная норма является важным элементом конституционного статуса государства. Единство экономического пространства означает отсутствие любых таможенных и иных границ внутри страны, запрет на установление любых, в том числе и правовых, ограничений на перемещение внутри территории государства товаров, услуг и финансовых средств, в том числе валюты и валютных ценностей;
– часть 4 ст. 15, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Данная конституционная норма имеет принципиальное значение для применения норм валютного законодательства, поскольку устанавливает соотношение норм международных и внутринациональных правовых актов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах и международных договорах РФ, являются составной частью ее правовой системы. Этой же нормой определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Тем самым если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора РФ.
В силу п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений конкретного международного договора;
– статья 34, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Названная норма учреждает принцип экономической свободы, которым предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное ОГЛАВЛЕНИЕ конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Реализуя данное право, закрепленное в ч. 1 ст. 34 Конституции, граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять соответствующую деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией гарантий права собственности (ч. 3 ст. 35) и поддержки государством добросовестной конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34). По смыслу названных положений термином "имущество" охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе валюта и валютные ценности.
Относительно валютных отношений названные конституционные нормы означают право использовать валюту и валютные ценности в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
При реализации рассматриваемого принципа следует учитывать, что права владения, пользования и распоряжения имуществом и вытекающая из ст. 8,34 и 35 Конституции свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований и порядка их возникновения, изменения и прекращения, а также соответствующий объем защиты и правомерных ограничений, как следует из п. "в" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции, регулируются законом. Причем как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, в частности с ч. 3 ст. 55, которая устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, валютные ограничения должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе;
– часть 2 ст. 35, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Реализация данного конституционного положения в валютном законодательстве устанавливает право граждан и юридических лиц иметь в собственности валюту и валютные ценности, открывать счета в иностранной валюте, совершать валютные операции и сделки с валютой;
– пункт "в" ст. 106, согласно которому обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам валютного регулирования. Поскольку валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации, то субъекты РФ и муниципальные образования не вправе осуществлять правовое регулирование в валютной сфере; все нормативные правовые акты в валютной сфере принимаются на федеральном уровне.
2. Международные договоры РФ являются важным источником валютного права. Согласно ст. 3 Закона о международных договорах международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Валютные отношения регулируются международными договорами всех трех вышеназванных разновидностей.
Примерами межгосударственных договоров, заключенных от имени Российской Федерации, являются:
1) Статьи Соглашения Международного валютного фонда. Официально Россия вступила в международные финансовые организации (МВФ, МБРР, МАР) в 1992 г. В этом же году было принято постановление № 2815-1.
Основная функция МВФ – следить за нормальным функционированием открытой и устойчивой валютной системы. Здесь следует отметить то, что СССР также принимал активное участие в создании МВФ, квота СССР составляла 1 200 млн долл. США при начальном уставном капитале 8,8 млн долл. США, являлась третьей после США и Великобритании.
Однако в конечном итоге учредительные документы не были подписаны СССР по причине его нежелания соблюдать провозглашенный принцип МВФ о раскрытии внутригосударственной экономической информации, что напрямую затрагивало политические интересы;
2) Договор государств –участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, заключенный 5 октября 2007 г. в Душанбе;
3) Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., ратифицированный Федеральным законом от 02.11.1994 № 32-ΦЗ "О ратификации Договора о создании экономического союза";
4) Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., ратифицированное Федеральным законом от 29.01.1997 № 21-ФЗ "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности";
5) Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенный 17 июня 1992 г. в Вашингтоне;
6) Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета, подписанное 26 мая 1995 г. в Минске;
7) Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О согласованных принципах валютной политики" от 9 декабря 2010 г., ратифицированное Федеральным законом от 11.07.2011 №184-ФЗ.
Примером межправительственного договора в валютной сфере, заключенного от имени Правительства РФ, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, заключенное 12 октября 1998 г. в Алма-Ате.
В качестве примеров межведомственных договоров можно привести:
1) Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Эстонской Республики о неторговых платежах от 13 мая 1993 г.;
2) Соглашение между Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей и торговли Украины о сотрудничестве от 27 мая 1996 г.
К международным договорам межведомственного характера также относятся различные соглашения в сфере валютного регулирования, заключенные Банком России с национальными банками других государств, например: Соглашение об основных: принципах организации расчетов между банками Российской Федерации и Литвы (Lietuvos Bankas) от 8 июня 1994 г., Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Центральным банком Республики Узбекистан в связи с введением Республикой Узбекистан национальной валюты от 2 июня 1994 г.
Отдельным видом международных документов, регулирующих валютные отношения, является Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). Этот Кодекс является законом прямого действия, обязательным к исполнению на территории трех государств – членов Таможенного союза.
Таможенный кодекс Таможенного союза в сфере валютных отношений регулирует перемещение товаров, в том числе валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. Например, согласно ст. 6 ТК ТС таможенные органы при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств – членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей обеспечивают в пределах своей компетенции меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Статьей 94 ТК ТС на таможенные органы возложены полномочия по осуществлению валютного контроля.
3. Федеральные конституционные законы являются следующей группой источников валютного права. Среди них особое место занимает Закон о Правительстве РФ, в соответствии со ст. 15 которого Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
Названный Закон устанавливает полномочия Правительства РФ в сфере валютного регулирования и валютного контроля, которые детализируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
4. Федеральные законы – многочисленная группа источников валютного права, среди которой выделяются кодексы и обычные законы.
К кодифицированным федеральным законам, регулирующим отношения в валютной сфере, относятся:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который регулирует вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, устанавливает составы валютных правонарушений, разграничивает компетенцию между органами и агентами валютного контроля по выявлению валютных правонарушений, составлению протоколов, а также по рассмотрению дел о совершении нарушения валютного законодательства.
Назовем некоторые нормы КоАП, относящиеся к источникам валютного права.
Согласно ст. 3.5 административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме незаконной валютной операции.
В соответствии со ст. 4.5 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Статьей 15.25 устанавливается ответственность за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
В ст. 16.4 устанавливается ответственность за недеклари- рование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.
Согласно ст. 23.60 органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25.
Часть 3 ст. 27.11 устанавливает, что пересчет иностранной валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.
В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 должностные лица органов и агентов валютного контроля уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7.
В случаях, если после выявления административного правонарушения в области валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (ст. 28.7);
2) Гражданский кодекс Российской Федерации, который устанавливает порядок использования валюты как расчетной единицы при совершении гражданско-правовых сделок, а также регулирует особенности осуществления права собственности на валюту и валютные ценности. Следует учитывать, что нормы ГК в большинстве случаев являются общими по отношению к Закону о валютном регулировании и часто отсылочными к валютному законодательству. Так, согласно п. 2 ст. 140 случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. В соответствии со ст. 141 виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с такими видами имущества определяются Законом о валютном регулировании; право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях.
Денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах – экю, "специальных правах заимствования" и др. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (ст. 317);
3) Бюджетный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы использования валюты в бюджетной деятельности государства. Например, в соответствии со ст. 6 целевой иностранный кредит (заимствование) – форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов, а внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Администраторами источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются органы государственной власти, имеющие право в соответствии с законодательством РФ осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте (ст. 23).
Согласно ст. 89 государственные внешние заимствования РФ – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут являться внешние источники, например:
– государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
– кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94);
4) Налоговый кодекс Российской Федерации, который содержит нормы, регулирующие отношения по поводу использования иностранной валюты в налоговых правоотношениях. В частности, установлены следующие правила.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя – производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента) (п. 5 ст. 46).
Вторая часть НК в десяти главах из семнадцати содержит правовые нормы, регулирующие отношения по поводу иностранной валюты и валютных ценностей (ст. 149, 150, 153, 165, 169 и 172 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость"; ст. 187, 189 и 198 гл. 22 "Акцизы"; ст. 210, 212, 217 и 224 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц"; ст. 238 гл. 24 "Единый социальный налог"; ст. 248, 250, 252, 265, 269, 271, 280, 284, 290, 291, 300 и 301 гл. 25 "Налог на прибыль организаций"; ст. 333.25 гл. 25.3 "Государственная пошлина"; ст. 340 гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых"; ст. 246.6 гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"; ст. 346.16 и 346.18 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения"; ст. 346.38 и 346.39 гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции");
5) Уголовный кодекс Российской Федерации, который устанавливает ответственность за преступления в валютной сфере (ст. 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации", ст. 193.1 "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов").
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 193 УК уголовная ответственность установлена за "нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них".
Квалифицирующим признаком данных деяний является их совершение: а) в особо крупном размере; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) с использованием заведомо подложного документа; г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом (ч. 2 ст. 193).
Часть 1 ст. 193.1 УК предусматривает уголовную ответственность за "совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода". В качестве квалифицирующих признаков установлены: крупный размер; совершение группой лиц; использование юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом (ч. 2 ст. 193.1), а также особо крупный размер и совершение организованной группой (ч. 3 ст. 193.1).
Данные деяния признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 6 млн руб., а в особо крупном размере – 13 млн руб.
6) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ, который в ст. 11 определяет порядок использования расчетной единицы.
Некодифицированными (обычными) федеральными законами – источниками валютного права являются следующие:
1) Закон о валютном регулировании и валютном контроле, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
По структуре названный Закон состоит из пяти глав: "Общие положения", "Валютное регулирование", "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки", "Валютный контроль", "Заключительные положения".
Названный закон является основным нормативным актом, регулирующим порядок обращения валюты и валютных ценностей на территории РФ, а также порядок совершения валютных операций субъектами валютного права. В результате принятия этого Закона были усовершенствованы понятия иностранной валюты и валюты РФ, резидентов и нерезидентов; введены понятия внешних и внутренних ценных бумаг, специальных счетов, резервирования; из категории валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни; дано новое определение валютным операциям; впервые сформулированы и закреплены принципы валютного регулирования и валютного контроля; в основу новой системы валютного регулирования положен принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом" и др.;
2) Закон об основах регулирования ВТД, который регулирует порядок использования валюты во внешнеторговых сделках и операциях, а также особенности валютного регулирования во внешнеторговой деятельности. Так, ст. 30 регулирует порядок и размеры платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров, в том числе относящихся к осуществлению валютного контроля.
В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса России Правительство РФ может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо:
а) остановить серьезное сокращение валютных резервов РФ или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов РФ;
б) достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов РФ (если валютные резервы очень малы) (ст. 38).
Согласно ст. 39 внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со Статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ;
3) Закон о рынке ценных бумаг, в в разд. 2 которого перечисляются профессиональные участники рынка ценных бумаг, определяется их правовой статус. Это важно и для валютного права, поскольку профессиональные участники рынка ценных бумаг в соответствии со ст. 22 Закона о валютном регулировании являются агентами валютного контроля;
4) Закон о Банке России, который определяет общеправовой статус Банка России, в соответствии с Законом о валютном регулировании являющегося как органом валютного регулирования, так и органом валютного контроля;
5) Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Φ3 "Об экспортном контроле", который устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности;
6) Закон о банковской деятельности, который определяет общеправовой статус коммерческих банков, являющихся важными участниками валютных правоотношений, выполняющими функции агентов валютного контроля (ст. 22 и 23 Закона о валютном регулировании);
7) Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в ст. 18 которого определяются особенности применения законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Так, порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ не распространяется на поступления юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые получают выручку в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и (или) результатов интеллектуальной деятельности, произведенных (созданных) в Особой экономической зоне.
5. Вперед группа источников валютного права – подзаконные акты, внутри которых также имеется своя иерархия в соответствии с их юридической силой. Это – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Банка России.
Согласно ст. 80 Конституции Президент РФ в соответствии с Основным Законом РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поэтому, несмотря на то что Законом о валютном регулировании Президент РФ не отнесен ни к органам валютного регулирования, ни к органам валютного контроля, он принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования валютных отношений.
В настоящее время указы и распоряжения Президента РФ занимают значительное место в системе источников валютного права, регулируя наиболее важные вопросы в этой сфере. Например:
1) Указ от 07.12.1992 № 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР", определяющий основные принципы погашения Российской Федерацией задолженностей в иностранной валюте бывших республик СССР. В развитие названного Указа 31 января 1996 г. был принят Указ № 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации";
2) Указ от 14.09.1995 № 940 "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств", предписывающий "в качестве важнейшего условия развития и совершенствования сотрудничества рассматривать нормализацию платежно-расчетных отношений. В связи с этим необходимо ускорить практическую деятельность по формированию Платежного союза, имея в виду установление общих правил организации валютных рынков государств СНГ, применение обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением, достижение взаимной обратимости национальных валют и использование в обозримой перспективе российского рубля в качестве резервной валюты";
3) Указ от 16.05.1996 № 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля", фиксирующий позицию Президента РФ, согласно которой в целях закрепления позитивных тенденций в экономике России и создания условий для перехода к полной конвертируемости рубля следует согласиться с предложением Правительства РФ и Банка России о принятии Россией обязательств, налагаемых на страны – члены МВФ Статьей VIII Учредительного соглашения (Устава) Международного валютного фонда и определяющих режим конвертируемости национальной валюты РФ по всем видам текущих валютных операций.
Названным Указом Правительству РФ и Банку России предписано принять необходимые решения, обеспечивающие выполнение Россией требований, вытекающих из указанных международных обязательств, и укрепляющие механизмы контроля за операциями, связанными с движением капитала.
Также данный Указ подтверждает предложение Правительства РФ и Банка России о введении нового механизма установления официального обменного курса рубля;
4) Указ от 12.08.2002 № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", обязывающий государственных служащих воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота;
5) Указ от 10.09.2005 № 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", устанавливающий, что организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность с продукцией военного назначения, обязаны:
– соблюдать положения нормативных правовых актов РФ в области внешнеэкономической деятельности, экспортного, валютного, финансового, налогового и таможенного контроля, а также в области защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности в организациях;
– производить расчеты, осуществлять таможенные платежи и продажу иностранной валюты, полученной от внешнеторговых операций в отношении продукции военного назначения, только через банковские счета, указанные в реестре, незамедлительно информировать Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству в случае изменения этих банковских счетов;
6) Указ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", имеющий важное значение для правового регулирования валютных отношений. Этот документ является программным, он задает ориентиры для дальнейшего развития отношений в сфере национальной безопасности, важнейшими из которых выступают вопросы обеспечения экономической безопасности. Согласно названному Указу "укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики".
Кроме указов в систему источников валютного права входят иные нормативные правовые акты Президента РФ, например распоряжение от 16.09.1997 № 378-рп "О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника", согласно которому в целях дальнейшей интеграции Российской Федерации в международную валютно-финансовую систему, обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации, повышения эффективности использования российских внешних финансовых активов и в развитие договоренностей, достигнутых на встрече глав восьми ведущих индустриальных стран мира в июне 1997 г. (г. Денвер, США), было признано целесообразным присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства- участника.
Большое значение вопросам валютного регулирования и их последующему правовому закреплению уделяется в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ:
– в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 31.05.2000 "О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу" была поставлена задача сократить бегство российского капитала за рубеж: "Стратегически его возможно удержать только благоприятными условиями, только свободой предпринимательства в рамках закона. Поэтому нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере. Нет никакого смысла, они и так не работают. Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике. Действующие ограничения на операции с капиталом и недвижимостью дискриминируют граждан России по сравнению с гражданами других государств, ограничивают их свободу и подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства". Отметим, что большинство валютных ограничений было отменено в Российской Федерации в 2003 г.;
– в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005 "Послание Президента России
Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" поставлена важная задача – "...достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. ...стране нужен рубль, свободно обращающийся на международных рынках. Нужна крепкая и надежная связь с мировой экономической системой. И Россия, ставшая полноценным членом “восьмерки” самых развитых государств мира, эту задачу, конечно, решить обязана. Достижение этой цели станет одним из факторов реальной интеграции России в мировую экономику. А для рядовых граждан нашей страны это будет означать на практике, что, собираясь в дорогу за пределы России, достаточно взять с собой паспорт и российские рубли";
– в Бюджетном послании Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009–2011 годах" Президент РФ подчеркнул необходимость принятия пакета законов, необходимых для создания в России мирового финансового центра[1]. Также в названном документе отмечено, что "нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов... начать переход к расчетам в рублях... прежде всего за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно – на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов – сделать рубль одной из региональных валют";
– в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013– 2015 годах" поставлена задача адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Среди постановлений Правительства РФ как источников валютного права можно назвать постановления Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", от 12.03.2008 № 166 "О проведении валютных операций Федеральной службой безопасности Российской Федерации" и др.
Наиболее многочисленную группу подзаконных актов – источников валютного права составляют нормативные правовые акты Банка России. Они имеют ведущее значение в системе источников валютного права, подробно регламентируя наиболее существенные вопросы валютного регулирования на территории РФ.
В качестве примеров можно привести: указание Банка России от 04.05.2005 № 1574-У "Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации"; Положение № 77-П; инструкцию № 135-И и др.
Таким образом, систему источников валютного права образуют все виды нормативных правовых актов федерального уровня. На региональном и муниципальных уровнях нормы, регулирующие валютные отношения, приниматься не могут.