Лекция 3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
После изучения гл. 3 студент должен:
знать
• основные положения источников трудового права;
• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "источники трудового права";
• действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников;
• ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "трудовое законодательство", "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права", "локальные нормативные акты";
• структуру ТК;
уметь
• отличать источники трудового права от источников иных отраслей права;
• анализировать, толковать и правильно применять нормы источников трудового права;
• осуществлять правовую экспертизу источников трудового права;
• правильно оформлять и составлять локальные нормативные акты;
владеть навыками
• правил работы с источниками трудового права;
• анализа норм источников трудового права;
• анализа правоприменительной и правоохранительной трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений;
• реализации норм источников трудового права.
Понятие источников трудового права и их система
При изучении трудового права важное практическое значение имеет точное определение круга того нормативного материала, на базе которого оно исторически складывалось, развивалось и продолжает развиваться в настоящее время.
Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином "источники права".
Из источников права практика трудовых отношений берет сведения о юридических нормах, их содержании и действии.
В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников нрава выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами. Вместе с тем специфика источников трудового права заключается в том, что локальные нормативные акты работодателя в случаях, предусмотренных ТК, принимаются с учетом мнения профсоюзного или иного представительного органа работников.
Правотворчество – это вид деятельности государства но установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества. Безотносительно к конкретной сфере общественных отношений правотворчество является источником права в материальном смысле понятия.
Но право можно изучать как результат правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конкретные общественные отношения на данном этапе развития общества. В этом случае термином "источник права" обозначается способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. В этом смысле термин "источник права" широко используется в российской юридической литературе, когда речь идет об изучении конкретных правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений.
Термин "источник права" в этом специфическом понимании во многом схож с терминами "законодательство", "нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений", "форма права". Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.).
Термин "источник права" используется нами в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции на основе и во исполнение актов государственной власти. В то же время в материальном смысле источником права является не только правотворческая деятельность, но и вся окружающая действительность.
Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.
Изучение источников трудового права позволяет отметить некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов, которые обусловлены спецификой предмета правового регулирования.
Во-первых, в их формировании находятся не только федеральные акты, но и акты субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам трудового нрава.
Во-вторых, среди источников трудового законодательства большое место принадлежит актам, исходящим от функционального органа – Минтруда России.
В-третьих, в трудовом законодательстве придается важное значение нормам локального регулирования.
В-четвертых, в создании источников трудового законодательства активное участие принимают сами работники либо непосредственно, либо через профсоюзы и иных представителей, в том числе посредством заключения социально-партнерских соглашений на федеральном, региональном, отраслевом и других уровнях.
В-пятых, трудовое законодательство обладает большой дифференцированностью в подходе к правовому регулированию труда в отдельных отраслях народного хозяйства, а также в отношении отдельных регионов, некоторых категорий работников.
В свете изложенного под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия акты.
Согласно ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем до недавнего времени ТК хотя и содержал указание на термин "трудовое законодательство" (ст. 5), в то же время не раскрывал содержания указанной категории. Положение изменилось с принятием Закона о внесении изменений в ТК, который установил и систематизировал различные виды источников трудового права.
Так, в настоящее время трудовое законодательство состоит из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.
Под иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, понимаются:
1) указы Президента РФ;
2) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
3) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, источники трудового права представляют собой четыре группы нормативных правовых актов:
1) Конституция и федеральные конституционные законы;
2) трудовое законодательство;
3) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
4) коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Следует обратить внимание на иерархию источников трудового права, под которой мы понимаем расположение рассматриваемых нормативных правовых актов по их юридической силе.
Высшую ступень иерархии источников трудового права занимают ТК и федеральные законы. Нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать ТК. В случае противоречий между ТК и федеральным законом, содержащим нормы трудового нрава, применяется ТК. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК.
Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и федеральным законам.
Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и федеральным законам. Исходя из смысла ст. 5 ТК указанные законы субъектов РФ обладают высшей юридической по отношению к указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Такое положение обусловлено положениями ст. 72 Конституции о совместном правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними отношений Российской Федерацией и ее субъектами и тем, что такие законы непосредственно входят в трудовое законодательство РФ.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Вместе с тем в настоящее время существуют и проблемы дальнейшего совершенствования трудового законодательства (например, проблема его единства).
Таким образом, система источников трудового права – это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.