Источники регулирования страховой деятельности в России
По сравнению с развитыми страховыми системами российский страховой рынок достаточно молод, и его формирование идет по континентальной модели регулирования, предусматривающей единый орган надзора за страховой деятельностью.
Развитие современного российского законодательства строится по отраслевому признаку и представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности. Российское страховое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие, например, от гражданского законодательства, в состав которого входят ГК РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК РФ), "страховое законодательство" – это более широкое по своему составу понятие. Оно включает не только правовые акты Российской Федерации, но и международное законодательство, а также обычаи делового оборота.
Выделим следующие источники регулирования страховой деятельности:
• система нормативных правовых актов Российской Федерации различной юридической силы;
• обычаи делового оборота;
• международное законодательство.
Система нормативных правовых актов Российской Федерации различной юридической силы
Нормативно-правовая система, регулирующая страховые отношения, имеет следующую иерархию. Первую ступень занимает Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), которая обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории России. Все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция содержит ряд положений, которые можно применить к страховым отношениям:
• право на охрану собственности (ст. 35), а также право на жизнь (ст. 20) и охрану здоровья (ст. 41) – выступают правовой основой соответственно имущественного и личного страхования;
• поощрение добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения (ст. 39) – дает основание развивать обеспечительное страхование;
• право граждан на медицинскую помощь, оказываемую за счет страховых взносов (ст. 41), – устанавливает правовые основы медицинского страхования;
• гарантия свободы экономической деятельности (ст. 8) – предоставляет страховщикам право на осуществление страховой деятельности как разновидности предпринимательской деятельности.
Центральными федеральными законами, регулирующими гражданско-правовые отношения, являются ГК РФ и отраслевые федеральные законы. Страховые отношения регламентируются гл. 48 "Страхование" части второй ГК РФ.
Обратите внимание!
ГК РФ устанавливает общие нормы регулирования отношений, а более детально отношения регулируются отраслевыми федеральными законами.
Нормы гл. 48 ГК РФ (ст. 927–970) устанавливают понятия добровольного и обязательного страхования, определяют виды страхования: имущественное, предпринимательского риска, ответственности и личное.
Статьи 940–947 ГК РФ регламентируют страховой договор и условия его заключения, вводят понятие генерального полиса.
Вторую ступень в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации занимают специальные федеральные законы по страховому делу. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" впервые законодательно закрепил страховые отношения как неотъемлемую часть экономических отношений. Этот Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по государственному надзору за деятельностью субъектов страхового дела. В ст. 3 данного Закона определены цели и задачи страховой деятельности, а также формы страхования – добровольное, которое проводится на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления, и обязательное, условия и порядок осуществления которого определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии с рассматриваемым Законом страховая деятельность определяется как деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). За счет этих фондов осуществляются страховые выплаты участвующим в страховании лицам при наступлении страхового случая.
В ст. 9 Закона дается понятие страхового риска как предполагаемого события, на случай наступления которого производится страхование. Также в Законе даны базовые определения страхового случая, страховой выплаты и пр.
Страхователю на заметку!
Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" должен был стать основой всех нормативных правовых актов, регулирующих страховые отношения. Другие федеральные законы, а также подзаконные акты, посвященные страховой деятельности, должны полностью соответствовать требованиям иерархии законодательства. Однако с введением в действие части второй ГК РФ, в котором содержится гл. 48 "Страхование", и исключением гл. II "Договор страхования" из указанного Закона именно ГК РФ стал основой регулирования общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования.
Третья ступень включает:
• правовые акты по отдельным видам страхования (морское – КТМ, содержащий гл. XV "Договор морского страхования");
• федеральные законы по обязательному и социальному страхованию (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-Φ3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования");
• подзаконные акты органа страхового надзора, а также другие акты федерального уровня (указы Президента, постановления Правительства России, ведомственные нормативные акты).