Япония

Период реформ в Японии фактически начался 15 августа 1945 г., когда страна признала Потсдамскую декларацию и тем самым капитулировала. Подписание соответствующего акта на борту "Миссури" 2 сентября 1945 г. поставило точку во Второй мировой войне и открыло новую страницу японской истории.

Последовавший за поражением в войне период оккупации длился немногим менее семи лет, до 28 апреля 1952 г., т.е. до тех пор, когда начал реализовываться Сан-Францисский мирный договор, подписанный 48 странами капиталистического блока 8 сентября 1951 г.

Именно в этот период в Японии были проведены радикальные экономические реформы, позволившие ей развиваться эффективно и динамично, прочно заняв место второй экономической державы мира. В этот период произошли реформы в трех ключевых сферах японской экономики – сельском хозяйстве, промышленности и финансах.

Проведение радикальных реформ в аграрной сфере Японии в первые послевоенные годы имело чрезвычайно большое значение не только для сельского хозяйства Японии, но и для всей экономики в целом.

Успешные преобразования в аграрном секторе позволили миллионам граждан найти себе работу и доход. Тем самым была минимизирована безработица и ликвидирован излишек предложения рабочей силы на рынке труда. Сельскохозяйственное производство оттягивало на себя огромную трудовую армию – до половины всего занятого населения (49,4% в 1950 г.).

Ключевым моментом для начала реформ было то, что к 1946 г. почти половина (46%) всей культивируемой земли в Японии находилась в аренде и, следовательно, обрабатывалась нс собственниками, а арендаторами на тяжелых, подчас трудновыполнимых, условиях, а именно из расчета обязательной арендной платы, составлявшей от 50 до 70% собранного урожая.

В послевоенной Японии земельных реформ было две.

Первая (1945–1946 гг.) представляла собой тупиковый путь решения аграрного вопроса. Ситуация накалялась: резко увеличилось число арендных споров: если за весь 1945 г. их было зарегистрировано 5171, то за пять с небольшим месяцев 1946 г. – уже около 20 тыс.

Вторая земельная реформа (1946–1950 гг.) оказалась в состоянии действительно кардинально видоизменить аграрный сектор.

Она заключалась в двух следующих положениях:

– передача прав собственности на землю фермерам, реально работающим на земле;

– улучшение положения тех, кто пожелает остаться арендаторами.

Благодаря реформе правительству удалось в целом кардинально изменить ситуацию в деревне. Количество хозяйств собственников возросло на 77%, увеличившись почти на 1,7 млн единиц, а их удельный вес стремительно возрос с 36 до 62% от общего числа хозяйств. В результате реформы достигался большой положительный аффект в сфере социальных отношений.

Реформы 1946–1950 гг. заложили прочный фундамент для того, чтобы впоследствии сельское хозяйство не стало тормозом развития всей экономики.

Антимонопольные мероприятия, проведенные японским правительством совместно со штабом оккупационных войск, имели для Японии еще более серьезные последствия. По существу, реформировался костяк японской промышленности, подверглась трансформации вся система корпоративного управления, видоизменился рынок ценных бумаг, усилилась роль банков.

Роспуск дзайбацу начался с того, что в конце 1945 – начале 1946 г. под давлением оккупационных властей правительством Сидэхара было заморожено имущество дзайбацу и создана комиссия по упорядочению холдинговых компаний.

В период с октября 1946 г. по сентябрь 1947 г. уже при участии новых кабинетов министров Иосида и Катаяма стала проводиться сама процедура роспуска дзайбацу.

Во-первых, были распущены головные холдинговые компании, которые, владея контрольными пакетами акций, управляли концерном, состоящим из множества разнопрофильных компаний. В тот период (1946 г.) холдинговые компании дзайбацу владели 167 млн акций на сумму 8,1 млрд иен, в то время как общее число всех акций всех компаний страны составляло 443 млн иен. Таким образом, в руках холдинговых компаний было сосредоточено 38% акций всей страны.

Всей процедурой руководила специально созданная штабом СКАП ликвидационная комиссия.

Акции ликвидированных холдингов, а также вся их остальная собственность и права собственности в дочерних компаниях в принудительном порядке должны были быть проданы ликвидационным комиссиям. Оплата производилась государственными облигациями с правом их продажи через 10 лет.

После этого ликвидационные комиссии должны были организовать продажу населению приобретенных у дзайбацу активов посредством выпуска акций. Акции подлежали свободной продаже иа фондовом рынке. В итоге из 167 млн акций, которыми владели дзайбацу, к 1951 г. было продано 165 млн на сумму 7,57 млрд иен.

Всего расформированию подлежали 83 холдинга, однако в реальности было расформировано только 16 холдинговых компаний. 26 компаний были распущены с последующей реорганизацией, 11 холдингов были реорганизованы без роспуска, а остальные 30 компаний вообще были сохранены при условии, что они самостоятельно передадут свои контрольные пакеты акций в другие компании.

Во-вторых, было принято антимонопольное законодательство, представленное "Законом о запрещении частных монополий и об обеспечении справедливых и честных сделок" (апрель 1947 г.), а также "Законом о ликвидации чрезмерной концентрации экономической силы" (февраль 1948 г.).

Помимо принятых антимонопольных законов была также создана комиссия честной торговли. Ей было вменено следить за соблюдением антимонопольного законодательства и пресекать нечестные, незаконные методы конкуренции: такие как фиксирование цен, сговор и искусственное ограничение производства, участие в каких бы то ни было монополистических союзах, образование картелей, синдикатов, трестов, концернов во главе с холдинговыми компаниями. Контролировались и могли быть пресечены поглощения и слияния, которые вели к устранению конкуренции на рынке. Ограничивалось право скупки и владения акциями других компаний.

В результате к 1950 г. работникам предприятий, а также местным жителям территорий, на которых располагались предприятия, было продано 42,7% акций, непосредственно работникам было продано 41,8 млн акций (на 1 сентября 1949 г.), или 27,1%. Всего же физическим лицам принадлежало примерно 70% акций.

Это была коренная трансформация отношений собственности. Получив в свои руки титулы собственности, работники предприятий смогли в полной мере ощутить реальные плоды реформы. В этом заключался главный смысл и наиболее ценный положительный эффект проведенной реформы.

Реформы в финансовом секторе Японии. Ситуация в денежном хозяйстве Японии после войны действительно была критическая. После капитуляции финансы Японии находились в плачевном состоянии.

В довоенные годы, когда весь мир переживал депрессию, правительству Японии удавалось сохранять относительно стабильную ценовую ситуацию: рост цен с 1930 но 1937 г. в среднем был менее 3% в год. В последующие годы поддерживать ценовую стабильность становилось все труднее и труднее. В целом цены в Японии выросли за 17 наиболее трудных лет (1936–1953 гг.) в 300 раз. Для сравнения, в США за этот же период цены выросли лишь в два раза, а в Великобритании – в три.

Под руководством из Вашингтона в Японии в декабре 1948 г. была разработана программа стабилизации, официально именовавшаяся "Программа достижения экономической стабильности, подлежащая выполнению японским правительством", или "Стабилизационная экономическая программа девяти пунктов". В ней были сформулированы основные цели и задачи новой финансовой реформы:

– сбалансировать государственный бюджет;

– увеличить налоговые сборы;

– строго ограничить выдачу государственных субсидий;

– стабилизировать заработную плату;

– установить контроль над ценами;

– усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой;

– улучшить систему снабжения материалами, необходимыми для расширения экспорта;

– увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров;

– улучшить систему продовольственных поставок.

Эту программу поручили выполнять американскому банкиру Джозефу Доджу. Его миссии было поручено разобраться в сути экономических проблем Японии и заняться борьбой с инфляцией, так как в этом отношении штаб главнокомандующего Макартура упустил ситуацию из-под контроля.

Первым делом миссия Доджа коренным образом реформировала внешнеторговую деятельность. Взамен множественных обменных курсов на различные виды товаров, с которыми связывали нарастание бюджетного дефицита, был установлен единый курс 360 иен за один доллар.

Миссия Доджа отменила или значительно сократила большинство субсидий, которые выдавались японским правительством частному сектору и, как считалось, способствовали росту цен. Источником финансирования промышленности стали средства, получаемые правительством Японии от перепродажи американской продовольственной помощи, которая ранее шла на поддержку экспортеров. Тем самым экспортеры оказались на самоокупаемости, а средства, которые они получали в виде субсидий, переадресовывались теперь на долгосрочные инвестиционные проекты.

В организационном плане был создан так называемый "эквивалентный фонд", из которого и начали выдаваться долгосрочные ссуды на развитие промышленности. Это помогло в значительной степени разгрузить государственный бюджет, который до этого был вынужден финансировать промышленность за счет раздувания денежной массы.

Определенный порядок был внесен и в такую важную сферу финансовой политики, как контроль и направление потоков банковского кредитования.

Для того чтобы внести в рутинный рыночный процесс кредитования предприятий бо́льшую рациональность, подключив сюда макроэкономический анализ и перспективное государственное планирование, иными словами, для того чтобы дополнить практические тактические знания банкиров стратегическим видением общенациональных задач, был образован кредитный контрольный совет, созданный наподобие американского контрольного совета при Федеральной резервной системе.

Изменения коснулись и фондового рынка Японии. Были вновь открыты биржи, не работавшие с конца войны.

Хронический дефицит государственного бюджета был преодолен в 1949 г., когда доходы впервые в послевоенное время превысили расходы.

В 1952 г. период оккупации завершился, все больше функций переходило в руки японского правительства, накал послевоенных дискуссий уменьшался, страна постепенно входила в длительный период высоких темпов экономического роста.

Важнейшими событиями этого времени стали процессы восстановления мощи бывших дзайбацу в форме новых структур, ориентированных на ведущие банки. Получила свое развитие система кэйрэцу, представлявшая собой воссоздание крупных корпоративных конгломератов и холдингов.

Кэйрэцу являлась формой сетевой организации, при которой формально независимые фирмы объединены в единое целое благодаря прочной системе связей, базирующихся на перекрестном владении акциями, смешанных директоратах, президентских советах. Кэйрэцу – это объединения промышленных, коммерческих и финансовых организаций. В кэйрэцу входят дочерние и партнерские фирмы, часть акций которых принадлежит материнской компании, сюда же могут входить и самостоятельные компании, связанные с концерном гораздо более сильными производственными связями.

Аналогов кэйрэцу не существует ни в одной другой развитой стране.

Система пожизненного найма по праву считается главной характеристикой японского рынка труда.

Элементы системы пожизненного найма стали применяться на предприятиях тяжелой и химической промышленности в период экономической депрессии после Первой мировой войны. Эти отрасли особо нуждались в постоянной квалифицированной рабочей силе, а масштабы деятельности данного сектора и перспективы развития соответствующих рынков позволяли с уверенностью планировать расширение производства, не опасаясь переизбытка рабочих рук.

В дальнейшем такая методика распространилась на другие важнейшие отрасли. Это было связано не только с частной инициативой использовать данный способ организации труда как более эффективный, но и с тем, что в 1940–1941 гг. правительство ввело систему военного контроля над промышленностью и принудительного закрепления рабочей силы за выделенными для военного производства объектами.

В послевоенный период, когда стал явно ощущаться дефицит квалифицированной рабочей силы и между японскими компаниями резко обострилась конкурентная борьба, система пожизненного найма стала активно использоваться на ведущих предприятиях, позволив им на добровольной экономической основе обеспечить свои производства постоянными работниками. Это вносило дополнительную мотивацию в работу персонала, который имел гарантии пожизненного найма при условии качественного труда и жизнеспособности самой фирмы.

Возникновение в начале 1950-х гг. кружков качества – оперативных производственных групп, нацеленных на решение конкретных вопросов, связанных с повышением качества выпускаемой продукции, стало одной из наиболее характерных для японской экономической системы форм участия рядовых сотрудников предприятий в инновационной деятельности.

Все это стало тем фундаментом, на котором впоследствии было построено высокоэффективное японское производство.