Источники и объекты обыденного знания
Самым массовым источником обыденного педагогического знания выступает, конечно, общество: в общественном сознании складываются и воплощаются не только традиции и обычаи, но и живой, массовый, проверенный поколениями опыт (пусть подчас и неоднозначный) понимания значимости, оценки образования, обучения, воспитания как важной составляющей жизненной практики. Своеобразны – иногда в рамках общепринятых, а иногда и вне этих типичных "правил" – педагогические представления семьи, главным образом в связи со сравнением настоящего с прошлым, вчерашнего – с нынешним. Причем сравнение это чаще всего происходит в дихотомии "плохое – хорошее", вместо понимания того, что "они", т.е. новые поколения, просто не такие, как "мы", ибо формируются во многом в иных социокультурных условиях, имеющих серьезные педагогические потенциалы и возможности для их реализации. Дело, естественно, не в самих оценках, но в отношении к детям, молодежи, их ценностным ориентациям, которые часто вызывают конфликты, отнюдь не содействующие решению педагогических проблем, коими озабочены семья, образовательные учреждения, общество в целом.
Фактором, по-своему, в определенных отношениях объединяющим все остальные, выступает социум, особенно ближайший, контактный, связанный с разными сторонами жизнедеятельности специалиста. Социум и обеспечивает если не образцы положительного и отрицательного в образовании, то широчайший набор реальных примеров не столько отношения людей к обучению и воспитанию, сколько результатов такого отношения. Все это существенно влияет на педагогические представления всякого, кто их наблюдает. Главное, в чем все итожится, сливается, воплощается, – это индивидуальное своеобразие обыденных педагогических представлений, стихийно складывающихся под влиянием множества разноплановых социальных факторов. Именно это, индивидуальное, и формирует социальную значимость самих проблем отношения каждого человека к образованию.
Выше речь шла об источниках обыденного педагогического знания. Какова же содержательная сторона их влияния? Она обусловлена двумя основными факторами: во-первых, конкретными проблемами, актуальными и объективно неоднозначными; во-вторых, тем уровнем социального пространства, в котором соответствующие представления значимы. При этом, повторим, очевидно существенен индивидуальный уровень – педагогические взгляды конкретного субъекта, которые, даже если полностью совпадают с взглядами других, остаются своеобразными, ибо существуют и действуют в данных условиях жизнедеятельности данного человека; они рождены его неповторимо особым сочетанием генетических черт, характером, педагогическим опытом семьи и соседей, благосостоянием, восприятием и книг и публикаций в СМИ, намерениями и др. В этом, заметим, одна из главных трудностей и формирования, и реализации педагогических представлений, причем трудностей, которые можно в чем-то изменить, но которые нельзя полностью преодолеть.
Обратимся к явлениям и процессам, ставшим объектами обыденного педагогического знания. Прежде всего – это представление о школе и ее связи с семьями учащихся. Оно, очевидно, имеется у каждого и неизменно окрашено собственными воспоминаниями о годах ученичества, отражая когда-то виденное сотрудничество семьи и школы. Такое сотрудничество с годами претерпевает определенные изменения – от финансовых до организационных, но память о прежнем, собственный опыт транслируются в современность, отражаясь на нынешних отношениях специалиста и к личным взаимосвязям, и к тому, что радует или тревожит коллег, сотрудников, а потому влияет на их отношение к работе, результативность общего труда.
Едва ли менее важно отношение к образованности как состоянию и качеству. Иными словами, понимание необходимости взаимосвязи профессиональной образованности с общей культурой, поощрение попыток повышения уровня той и другой, причем – что очень существенно – показывая это личным примером культурно-образовательной активности, в том числе в пополнении психолого-педагогических знаний прикладного характера (например, в приемах диагностики и улучшения внутриколлективных связей, поддержки успехов коллег и т.п.). Понятно, что все это особенно актуально для молодого, начинающего руководителя, для создания индивидуального стиля его руководства и работы с людьми.
Наконец, обыденное психолого-педагогическое знание, интегрированное с научным, помогает специалисту сформулировать для себя критерии обученности и воспитанности – своей и окружающих. Без них практически невозможна продуктивная оценка себя как личности, перспективного специалиста.
Так что же это за науки – психология и педагогика? Каковы – в своеобразии и взаимосвязи – их теория и практика? Постараемся ответить на эти вопросы.