Лекция 2. Источники муниципального права как отрасли
В результате освоения данной темы обучающийся должен:
знать
– понятие, особенности и систему источников муниципального права, их внутренние и внешние взаимосвязи в российской системе права;
– место и роль решений Конституционного Суда РФ в иерархии источников муниципального права;
– соотношение наднациональных (международных) и внутригосударственных норм, определяющих организацию и осуществление местного самоуправления;
– специфику природы муниципального правотворчества, его стадии, субъекты;
– порядок разработки и принятия муниципально-правовых актов; устав муниципального образования, его ОГЛАВЛЕНИЕ;
– порядок разработки, внесения дополнений и изменений, принятия;
– понятие и критерии правовой и социально-экономической эффективности;
уметь
– определять иерархию источников муниципального права;
– верно уяснять и разъяснять смысл норм муниципального права, осуществлять их адекватное применение к конкретным фактическим ситуациям;
– решать вопросы коллизий в законодательстве, касающемся вопросов местного самоуправления;
владеть
– навыками системного анализа источников муниципального права;
– навыками составления проектов правовых актов в сфере местного самоуправления и поправок к ним;
– навыками подготовки квалифицированных заключений по вопросам, связанным с разработкой и применением законодательства о местном самоуправлении;
– навыками проведения правовой, антикоррупционной и иных предусмотренных действующим законодательством видов экспертиз правовых актов в муниципальной сфере;
– навыками оценки эффективности муниципального законодательства;
– навыками поиска нормативных правовых актов, регулирующих муниципальные правоотношения;
– навыками ознакомления с юридической практикой по реализации норм муниципального права;
– навыками работы с современными правовыми системами "КонсультантПлюс", "Гарант", другими ресурсами.
Понятие источника муниципального права, их особенности
Муниципальное право как самостоятельная отрасль права имеет свои специфические источники. В соответствии с общетеоретическими представлениями об источниках права понятие источников муниципального права может употребляться в двух смыслах – в материальном и формальном (юридическом).
Понятие источника муниципального права в материальном смысле призвано охарактеризовать сами общественные отношения, реальную социально-экономическую и политическую действительность, порождением которой явилось муниципальное право. В этом плане материальным источником муниципального права России являются те общественные отношения, которые являются носителями местного самоуправления в нашей стране.
Вместе с тем для понимания муниципального права как самостоятельной отрасли не менее важное значение имеет понимание его источников в формально-юридическом смысле – как внешней формы выражения и существования правовых норм. Именно такое понимание источников отрасли права показывает, как эта отрасль проявляет себя вовне, каков ее нормативно-правовой массив и в каких формах он объективируется.
Характер, особенности источников той или иной отрасли предопределяют специфику и самой отрасли, ее соотношение с другими отраслями права. Это в полной мере относится и к муниципальному праву.
На природу и ОГЛАВЛЕНИЕ источников муниципального права существенное влияние оказывают, по крайней мере, два обстоятельства. Это, во-первых, выявленный ранее комплексный характер муниципального права и, во-вторых, высокий уровень юридической децентрализации в муниципально-правовой сфере и, соответственно, в системе источников муниципального права.
В частности, комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих других отраслей как публичного (конституционное, административное, финансовое право), так и частного права (гражданское, предпринимательское, аграрное, жилищное и другие отрасли). Например, институт права муниципальной собственности включает в себя нормы и конституционного, и гражданского, и земельного права, что свидетельствует о его ярко выраженном комплексном содержании и многоотраслевом характере источников соответствующего института муниципального права. То же можно сказать и о многих других муниципально-правовых институтах.
Что же касается второго момента (децентрализации источников муниципального права), то данное обстоятельство предопределяется самой природой муниципального права как права местных сообществ. Без активного развития нормотворческой деятельности на местном уровне и разветвленной системы источников муниципального права местного (локального) характера невозможно было бы само существование и развитие данной отрасли права[1].
С учетом отмеченных обстоятельств следует подходить к анализу всех возможных форм проявления источников муниципального права. Как и в других отраслях права, среди них можно выделить: а) нормативные правовые акты, в том числе международно-правового характера, которым в муниципальном праве, как и в других отраслях российского права, принадлежит ведущая роль; б) правовые (муниципальные) обычаи, традиции; в) нормативные договоры; г) юридические (судебные, административные) прецеденты.
В условиях действующего правового регулирования местного самоуправления система источников муниципального права, в отличие от прежнего законодательства, приобрела стройный, упорядоченный характер. Эта система может быть раскрыта по различным линиям, например с точки зрения ее иерархической структуры. При этом своеобразной ее вершиной, главным муниципально-правовым актом является Конституция РФ, содержащая наиболее принципиальные положения в области организации и функционирования местного самоуправления.