Источники международного торгового мореплавания
Первостепенная роль в осуществлении международных морских перевозок принадлежит источникам международного торгового мореплавания, представленных двумя группами: первая – нормативные правовые акты, вторая – морские правовые обычаи. Следует отметить, что в морских международных перевозках как ни в каких других активная роль отводится правовым обычаям, которые в морском праве именуются морскими обычаями. Они охватывают весьма важную сферу отношений в морском торговом мореплавании, касающуюся технико-юридических вопросов морских перевозок. Примером могут служить погрузочно-разгрузочные работы (установление обычаями морских портов сталийного, контрсталийного времени, ставок платы за контрсталийное время и некоторые другие).
Существуют внутренние (национальные) морские обычаи и международные обычаи. Внутренние обычаи – это обычаи морских портов. Такие обычаи фиксируются морскими портами или национальными торговыми палатами. Международные обычаи закрепляются в специальных сводах, которые издаются международными морскими организациями. Одним из таких сводов обычаев являются, в частности, Йорк-Антверпенские правила об общей аварии.
Нормативные правовые акты состоят из международно-правовых источников и внутреннего (национального) законодательства. Международно-правовые источники весьма разнообразны и включают многосторонние и двусторонние соглашения, которые регулируют различные стороны международного торгового мореплавания. Количество таких международно-правовых актов исчисляется сотнями. Объясняется это тем, что они регулируют, как правило, лишь отдельные стороны организации и деятельности торгового мореплавания. В зависимости от характера регулируемых вопросов международные нормативные источники международного торгового мореплавания могут быть классифицированы на три группы.
Первую группу составляют акты, регулирующие организацию международных морских сообщений. Это многосторонние и двусторонние соглашения по вопросам развития торгового судоходства, организации морских линий, порядка взаимодействия с местными властями в порту прибытия, документационного обеспечения рейсов, набора документов, предъявляемых в порту прибытия.
Основная из них – Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. Практическое значение Конвенции заключается в существенном упрощении требований, предъявляемых к перевозочным документам, и в закреплении административных процедур, подлежащих выполнению в иностранных портах.
Помимо основного текста она имеет два приложения, в которых регулируются вопросы о выполнении формальностей по прибытии судна в порт, содержатся стандарты по облегчению морского судоходства и закреплены резолюции, касающиеся обеспечения восприятия их национальными правовыми системами. Приложение 1 состоит из пяти разделов. В разделе 1 "Определения и общие положения" даются определения применяемых терминов, таких как "государственные власти", "судовладелец", "член экипажа", "личные вещи членов экипажа", "груз", "багаж, следующий с пассажиром", "судовое снаряжение", "час прихода" и др.
Раздел 2 "Приход, стоянка и отход судна" содержит положения, касающиеся формальностей, выполнения которых государственные власти требуют от судовладельцев по приходе, во время стоянки и при отходе судна. В нем дается перечень документов, которые должны быть на судне:
– общая декларация;
– декларация о грузе;
– декларация о судовых припасах;
– декларация о личных вещах экипажа судна;
– судовая роль;
– список пассажиров;
– документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией от 14.09.1994;
– морская санитарная декларация.
Кроме приведенного перечня определяется ОГЛАВЛЕНИЕ этих документов и их назначение. Так, декларация о грузе как один из основных документов должна включать следующие сведения: название и описание судна, его национальную принадлежность, данные о регистрации, данные о тоннаже, фамилию капитана, фамилию и адрес судового агента, краткое описание груза, количество членов экипажа судна, количество пассажиров, краткие сведения о рейсе, дату и час прихода или дату отхода, порт прихода или отхода, место стоянки судна в порту.
Раздел 3 "Прибытие и отбытие лиц" касается формальностей, выполнение которых возлагается государственными властями на членов экипажа и пассажиров при приходе и отходе судна. К ним относятся: предъявление официальных документов, удостоверяющих личность, а также посадочно-высадочной карточки; проведение при необходимости медосмотра лиц, прибывших с территории, зараженной одной из карантинных болезней; таможенный досмотр багажа (обычно на выборочной основе). Кроме того, государственные власти должны требовать от судовладельцев принятия надлежащих мер для ускорения процедур по прибытии пассажиров и экипажа судна.
Раздел 4 "Санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль" содержит требования к государственным властям по организации и осуществлению надлежащих действий для принятия эффективных санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер.
Нормы разд. 5 "Разные положения" регулируют вопросы, касающиеся действий в случае исправления ошибок в перевозочных и других документах, обеспечения бесплатной работы государственных служб в порту, недопущения необоснованных задержек судов в порту.
Специфическим для Конвенции является то, что применительно к каждому стандартному положению регламентации соответствующего вопроса приводится рекомендуемая практика его решения.
Кроме Конвенции вопросы организации международных морских сообщений регулируются двусторонними соглашениями. Россия имеет такие соглашения со многими странами. В них регулируются важные для сторон вопросы об организации между ними судоходных линий, о портах, в которые разрешается заход, о распределении количества перевозимого груза между странами на паритетных началах и т.п.
Ко второй группе международных нормативных источников международного торгового мореплавания относятся соглашения и договоры по безопасности мореплавания. В них нашли отражение вопросы технического надзора и контроля за судами, предупреждения столкновения судов, закреплена система морских сигналов, определен порядок работы маяков. Действуют специальные соглашения о спасании пассажиров, экипажа и морских судов, грузов.
Соглашения этой группы в целях обеспечения экологической безопасности устанавливают пределы ответственности судовладельцев в случае загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами, а также ядерными отходами при эксплуатации морских судов с ядерными установками.
Наконец, третья группа международных нормативных источников международного торгового мореплавания состоит из конвенций и протоколов, регулирующих перевозки грузов и пассажиров. К тем из них, которые закрепляют порядок перевозки грузов, относится в первую очередь группа источников, касающихся коносамента. Это Брюссельская конвенция 1924 г.; Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, принятый в Брюсселе 23 февраля 1968 г.; Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г., принятый в Брюсселе 21 декабря 1979 г. Дополняет положения перечисленных источников Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.
К международным правовым актам, регулирующим перевозки пассажиров, относятся Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем, принятая в Брюсселе 29 апреля 1961 г., Афинская конвенция 1974 г.