Лекция 3. Источники международного таможенного права
В результате изучения главы 3 студент должен:
знать понятие и основные виды источников международного таможенного права; процессы сближения в международном таможенном праве, выраженные в форме унификации и гармонизации; общую характеристику Киотской конвенции как основного источника международного таможенного права;
уметь определять характеристику международных таможенных конвенций с точки зрения их классификации на универсальные и специальные конвенции; анализировать международные таможенные конвенции как инструменты унификации и гармонизации правового регулирования в таможенной сфере; толковать и применять нормы Киотской конвенции;
владеть навыками анализа основных источником международного таможенного права; оперирования основными понятиями Киотской конвенции.
Понятие и виды источников международного таможенного права
Международное таможенное право выступает правовой формой международного таможенного сотрудничества, является самостоятельной отраслью международного права, представляющей собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права в процессе их сотрудничества в области таможенного дела.
Поскольку международное таможенное право – часть (отрасль) международного права, источники этой отрасли по своей природе те же, что и источники международного права в целом. Существующие в международном праве виды источников международно-правовых норм имеют место и в международном таможенном праве как части международного права.
Источники права – это формы выражения и закрепления правовых норм. Соответственно, источники международного права – формы выражения и закрепления международно-правовых норм, источники международного таможенного права – формы выражения и закрепления международно-правовых таможенных норм.
В международном праве как особой системе права существуют свои источники. Какие же бывают формы выражение и закрепления международно-правовых норм? В системе международных отношений таким основным регулятором также является право, или совокупность международно-правовых норм. Однако международное право регулирует отношения в основном между суверенными государствами, в механизме его функционирования не существует надгосударственной власти. Единственным способом образования норм является их создание путем согласования воль субъектов, их соглашение. В системе международных отношений нет и наднационального органа, который бы обеспечивал соответствующую реализацию государствами принятых ими к исполнению международно-правовых норм. В данной системе гарантиями реализации этих норм являются сами государства, принявшие эти международно-правовые нормы и взявшие на себя обязательства по их выполнению. Другими словами, определенную контролирующую, обеспечительную функцию здесь осуществляет само сообщество государств, по согласованию воль которых установлены нормы международного права, а также международные организации, в рамках которых (или при их посредничестве которых) разрабатывались соответствующие международно-правовые нормы.
Таким образом, единственным способом создания норм в международном праве является соглашение его субъектов. Такое соглашение может иметь определенно выраженную форму и служить источником международно-правовых норм.
Круг источников международного права определен в ст. 38 Статута Международного суда ООН. В этой статье говорится, что, решая споры на основании международного права, Суд применяет конвенции, обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут применяться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов [1]. К перечисленным следует добавить также такое важное вспомогательное средство выяснения существования и содержания норм, как резолюции международных организаций [2].
Таким образом, основными источниками международного таможенного права как отрасли международного права являются:
1) международные договоры в области таможенного дела;
2) международно-правовые таможенные обычаи;
3) специальные принципы международного таможенного права.
Договор и обычай являются наиболее значимыми и распространенными источниками международного права. Международный договор имеет писаную форму выражения, а обычай – неписаную.
Основной правовой формой, источником международного таможенного права, источником международно-правовых норм таможенных является международный договор.
Международный договор – это родовое понятие для всех нормативных международных актов в договорной форме. Данное понятие охватывает все международные соглашения, существующие в самых различных наименованиях и формах: договор, соглашение, конвенция, устав. Международные договоры могут заключаться в виде протокола, меморандума, декларации, пакта, путем обмена письмами и нотами, а также иметь другие наименования. В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор – это "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).
Международные договоры и международно-правовые обычаи, выражая согласованную волю государств, являются источниками международного права, а их нормы регулируют взаимоотношения субъектов международного права в той или иной сфере международного сотрудничества.
Международный договор – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в той или иной сфере международного сотрудничества. Здесь хотелось бы добавить, что международный договор – это не только соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности, но и соглашение, направленное на их изменение и (или) прекращение.
Таким образом, основными источниками международного таможенного права являются международные договоры в области таможенного дела, которые часто называются международными таможенными конвенциями.
Международные таможенные конвенции или международные договоры в области таможенного дела представляют собой международные договоры, устанавливающие взаимные права и обязанности государств и иных субъектов международного права в сфере международного таможенного сотрудничества.
Международные таможенные конвенции – это двусторонние или многосторонние международные соглашения, регулирующие вопросы международного таможенного сотрудничества.
Международный договор является не только основным источником международного права, но и основным методом создания его норм. Процесс заключения международного договора представляет собой наиболее эффективный способ установления или изменения отношений между государствами в той или иной сфере сотрудничества.
В отличие от обычая, международный договор является более ясной и точной формой соглашения, которую труднее произвольно толковать, и поэтому он представляется более предпочтительным как форма соглашения между государствами. Подавляющее большинство норм международного таможенного права – это нормы, созданные государствами в международных договорах.
Международно-правовой таможенный обычай как источник международного таможенного права является вторым по значимости и распространенности источником международного права вообще и международного таможенного права в частности. Международно-правовой обычай – это наиболее древняя форма образования норм международного таможенного права.
Статья 38 Статута Международного суда ООН так определяет это понятие: международный обычай есть доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Международно-правовой обычай – это правило поведения государств, приобретающее применение и признание государствами в качестве обязательной нормы. Выделяют два элемента обычая как источника права: 1) общепринятое поведение, а также 2) признание его юридической нормой (opinio juris).
В современном международном праве существует два вида обычных норм.
Первый вид – это традиционные международно-правовые обычаи, представляющие собой сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.
Второй вид является достаточно новым видом, к которому относятся нормы, создаваемые не путем длительной практики, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте.
Обычно-правовые нормы второго вида сначала формулируются либо в договорах, либо в таких актах неправового характера как резолюции международных совещаний и организаций, в дальнейшем же за ними признается статус норм общего международного права. Таким образом, юридически эти нормы существуют как обычай, а соответствующие акты служат доказательствами их содержания [3].
Акты международных организаций содействуют становлению международно-правовых обычаев, благодаря их формулировкам и толкованиям обычно-правовые нормы проводятся в жизнь. Тем самым сокращается время создания обычая, более четко фиксируется его форма, ОГЛАВЛЕНИЕ становится общедоступным. Резолюции международных организаций содействуют утверждению обычая в практике, адаптируют его ОГЛАВЛЕНИЕ к новым условиям, усиливая его связь с жизненной реальностью [4]. При этом к актам международного права, содействующим становлению международно-правового обычая как источника в данном случае мы относим не только резолюции международных организаций, но и любые их решения, рекомендательные нормы, направленные на становление той или иной обычно-правовой нормы. В международном таможенном праве резолюции ВТАО способствуют формированию обычных норм международного таможенного права. Например, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г., которые государства применяют как обязательные, фактически являются обычно-правовыми.
В международном таможенном праве важное значение имеют обычаи обоих видов. Но нас в большей степени интересуют обычаи второго вида.
Пример первых обычаев – свобода транзита.
В международном таможенном праве становление и действие международно-правовых обычаев носит побочный характер и является следствием добровольного исполнения государствами норм, зафиксированных в международных таможенных конвенциях. Часто международные договоры действуют также и в отношении государств к ним не присоединившимся, которые, однако, в добровольном порядке выполняют положения, установленные этими международными договорами. Нормы таких договоров применяются такими государствами как обычно-правовые. Это имеет место в международном таможенном праве. Как считает А. Н. Козырин, значение конвенционных норм в сфере таможенных отношений настолько велико, что даже положения международных договоров, участницей которых Россия не является, регулирующих международную торговую и таможенную практику, оказывают непосредственное влияние на способы правового регулирования в России [5]. Например, положения обновленной Киотской конвенции Россия учла при разработке положений нового ТК ТС, нормы, зафиксированные в документах ВТО, находят свое отражение в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе".