Источники истории религии Древнего Египта
Египтяне верили, что изобретателем письма был бог Тот, и свое письмо они назвали язык богов. В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (египетское Дегути – [Dhwty]) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермиополь. Тот – хозяин луны. Видели ли египтяне в луне сидящего на корточках павиана и в клюве ибиса символический намек на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ: "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы, вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счетчиком годов". Отсюда его атрибуты – письменные принадлежности и пальмовая ветвь. В различное время Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Осириса он становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом при переходе к греческой мифологии[1].
Название иероглифического письма египтян происходит от греческого ιερογλυφικά γράμματα и связано с убеждением, что этот род письма употреблялся для священных целей, а материалом для него служил камень: ιερός значит священный, а γλύφειν – высекать на камне[2]. Сейчас самым древним памятником религиозной мысли являются "Тексты Пирамид". Эти тексты представляют собой иероглифы, вырезанные на внутренних стенах пирамиды 5-й династии (пирамида Унаса) и четырех пирамид 6-й династии. Датировка этих текстов у разных исследователей колеблется в довольно широком диапазоне (как, впрочем, датировка всего, что касается Древнего Египта), но, вероятно, самые ранние из них вырезаны не позднее 2300 г. до н.э. Однако, по мнению ряда исследователей,
даже эти тексты не являются оригинальными, а являются копиями какого-то более древнего источника. Это можно предположить, поскольку их теологический уровень настолько высок, что они не могли быть созданы цивилизацией низкого уровня. Более поздними источниками являются "Тексты Саркофагов", "Книга Мертвых" (Книги Амдуат) и ряд других произведений.
Франсуа Шампольон целиком посвятил себя исследованиям по расшифровке египетских надписей, вырезанных на Розеттском камне, "пристально следя за успехами своих соперников – английского физика Томаса Юнга, своего соотечественника Сильвестра де Саси и шведа Йохана Давида Акерблада, также пытавшихся разгадать секрет египетских надписей. Каждому из них нужно было ответить на один и тот же вопрос: было ли древнеегипетское письмо идеографическим или фонетическим? Другими словами, что обозначал каждый знак: какое-либо понятие или отдельный звук? И вот 14 сентября 1822 г. Шампольона осенила внезапная догадка – египетская письменность была одновременно и идеографической, и фонетической"[3]. Коптский язык и был, согласно Шампольону, слоговой транскрипцией древнеегипетского фонетического письма. Так, иероглифу Тота соответствовала коптская транскрипция: [Dhwty] – Дегути.