Лекция 6. ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
В результате изучения главы б студент должен:
знать
• основные источники и способы получения информации, анализа и обработки данных, необходимых для анализа состояния современной валютной системы;
• основные концепции и методы организации Ямайской валютной системы;
• теоретические и практические подходы к анализу категорий "резервная валюта", "международная валюта", "региональная вал юта";
• исторические аспекты формирования и эволюции Ямайской валютной системы;
• роль ключевых и региональных валют, а также золота в эволюции современной валютной системы;
• основные методы анализа современного состояния международной валютной системы;
уметь
• анализировать и оценивать эффективность принимаемых решений по управлению и регулированию современной валютной системой и ее основными структурными элементами;
• анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о состоянии валютной системы;
• выявлять проблемы экономического характера при анализе и оценке эффективности принимаемых решений по управлению и регулированию валютной системой в посткризисный период;
владеть
• навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы современной валютной системой;
• навыками использования информации, в том числе полученной в глобальных компьютерных сетях с целью анализа особенностей функционирования современной валютной системы;
• историческими данными, объясняющими процессы эволюции Ямайской валютной системы.
Принципы устройства и функционирования Ямайской валютной системы
Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательства, призывая к автоматическому саморегулированию платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы выступали за возращение к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании наднациональной валюты – банкора (Р. Триффин, У. Мартин, А. Дей, Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного наднационального ликвидного средства для поддержки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.
Поиски выхода из валютного кризиса велись долго, сначала в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972–1974 гг. проект реформы мировой валютной системы. Ее устройство было официально обнародовано на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. и закреплено в Соглашении стран – членов МВФ о новом устройстве международной валютной системы. В основу Ямайской валютной системы был положен принцип полного отказа от золотого стандарта.
В 1978 г. были произведены соответствующие новым принципам устройства международной валютной системы изменения в уставе МВФ:
• отменена официальная цена золота, прекращен обмен долларов на золото, ни одна национальная валюта больше не имела золотого содержания. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка;
• странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса: свободно плавающего, ограниченного (коридор по отношению к одним валютам и свободное плавание – к другим), либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР, корзине валют или скользящий паритет);
• был введен новый вид международного платежного средства – СДР, специальные права заимствования (Special Drawing Rights – SDR). Это расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано странами – членами МВФ еще в рамках Бреттон-Вудской валютной системы в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вступило в силу 28 июля 1969 г. В рамках этого изменения каждая страна наделялась СДР в соответствии со своей долей в МВФ;
• расширены возможности проведения независимой внутренней денежно-кредитной политики (ДКП) отдельными центральными банками. Центральные банки стран были не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они должны были осуществлять валютные интервенции для стабилизации курсов валют.
В соответствии с Ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получала де юре статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой. Поскольку ни одна валюта не могла иметь золотого содержания, все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов были заморожены.
Новый вид международных платежных средств СДР (SDR, СПЗ – специальные права заимствования) используется для безналичных международных расчетов в виде записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда. Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. В начальный период существования (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название – "бумажное золото". Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое ОГЛАВЛЕНИЕ СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины – средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. С января 1981 г. валютная корзина была сокращена до пяти валют, что упростило формулу расчета условной стоимости СДР. В корзину валют входили: доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. С 1999 г. марка ФРГ и французский франк были заменены евро. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые пять лет.
МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса.
Первая эмиссия СДР была проведена вскоре после принятия решения об их создании, крупными равными сериями 1 января 1970, 1971 и 1972 гг. на общую сумму 9,3 млрд СДР. Вторая эмиссия на сумму 12,1 млрд СДР проведена равными сериями 1 января 1979, 1980 и 1981 гг. С того времени эмиссия больше не производилась. Четвертая поправка к Соглашению о МВФ, которая давала право на специальную единовременную эмиссию СДР в сумме 21,9 млрд была одобрена Советом директоров МВФ в 1997 г., но все еще ждет ратификации Конгрессом США, без чего поправка не может вступить в силу. Позднее, в декабре 2001 г.. Исполнительный совет МВФ обсудил вопрос, следует ли эмитировать СДР в период 2002–2006 гг. (как он неоднократно делал в предшествующие десятилетия), и отметил недостаточную поддержку эмиссии со стороны членов фонда. В 2006 г. доля СДР в мировых резервных активах снизилась до 1%. Эти цифры весьма далеки от первоначальных надежд на будущее СДР: в начале 1970-х гг. ряд специалистов предсказывал, что к концу века доля СДР в мировых резервных активах превысит 50%.
Участниками системы СДР могут быть только страны – члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны – члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями для создания "безусловной ликвидности" путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран – участниц Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ.
СДР распределяются между странами – членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других "уполномоченных держателей". Помимо стран – членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, – страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица. В связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ на долю развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны вместе взятые, что вызывает недовольство последних.
СДР был введен вместо "золотого стандарта". В рамках Ямайской валютной системы была отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн тройских унций, или 777,6 т) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за 1 тройскую унцию) пропорционально их квотам в капитале фонда. Такое же количество золота было продано в течение четырех лег, начиная с июня 1976 г. по май 1980 г., на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.
Центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Также было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран – участниц МВФ делать взнос в капитал фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.
Хотя в рамках Ямайской валютной системы СДР являются одним из официальных резервных активов, вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ в качестве коэффициента пересчета национальных валют, масштаба валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы также выражены в этой счетной валютной единице. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: например, в разных международных конвенциях; на мировом финансовом рынке; более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 1980-х гг. были сняты ограничения по ним на счетах при операциях своп, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Рынок частных СДР оценивается примерно в 10 млрд ед., в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций. Расчеты курса СДР производятся на ежедневной, ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе. Котировки СДР объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на официальном сайте МВФ. Годовые курсы национальных валют в СДР исчисляются и публикуются в ежегодных и ежемесячных изданиях МВФ. В конце финансового года (30 апреля) каждый участник выплачивает Фонду обязательные отчисления (пропорционально чистой кумулятивной сумме СДР, распределенных соответствующим участникам) для покрытия операционных расходов Департамента СДР.
Порядок расчета курса СДР также представляет определенный интерес. В 2006 г. МВФ завершил очередной пятилетний период регулярного изучения метода определения стоимости СДР и определения процентной ставки СДР. Стоимость СДР по-прежнему базируется на средневзвешенной стоимости корзины из четырех валют, которая включает доллар США, евро, японскую иену и английский фунт стерлингов. Включаемые в корзину СДР валюты должны отвечать следующим критериям: это должны быть четыре валюты, эмитируемые странами – членами МВФ или валютными союзами, включающими членов фонда; экспорт товаров и услуг этих стран в течение пяти лет, заканчивающихся за 12 месяцев до даты пересмотра состава корзины, имеет наибольший удельный вес в мировом экспорте. Если в корзину включается валюта союза, то торговля между странами – членами валютного союза в расчет не принимается; эти валюты МВФ классифицирует как свободно используемые в соответствии с Уставом Фонда. Доля каждой валюты в корзине определяется исходя из стоимости экспорта товаров и услуг и объема резервов в той валюте, в которой формируют валютные резервы все другие страны – члены Фонда. В соответствии с этими критериями доли валют в корзине составляют: доллар США – 41,9% (вместо 44%, которые были присвоены во время пересмотра 2005 г.), евро – 37,4% (вместо 34%), фунт стерлингов – 11,3% (вместо 11%) и японская иена – 9,4% (вместо 11%). Однако меняющиеся каждые пять лет доли валют в корзине СДР свидетельствуют, что главным конкурентом доллара стал евро. Причем в современных условиях процесс интернационализации этой региональной валюты происходит на основе рыночной конкуренции валют без оформления юридического статуса евро как мировой валюты в отличие от Бреттон-Вудской системы, в рамках которой доллару и фунту стерлингов был официально присвоен статус резервных валют, что было зафиксировано в уставе МВФ. Процентная ставка СДР определяется на основе средневзвешенной рыночной процентной ставки по краткосрочным финансовым инструментам в валютах, входящих в корзину СДР. В качестве репрезентативных процентных ставок для доллара США, фунта стерлингов, японской иены и евро будут и впредь использоваться, соответственно, процентные ставки по трехмесячным казначейским векселям Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании, финансовым векселям Японии сроком 13 недель, а также трехмесячная ставка "еврорепо".
Все страны – участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое ОГЛАВЛЕНИЕ валют, к плавающим валютным курсам – свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
• выравнивания темпов инфляции в различных странах;
• уравновешивания платежных балансов;
• расширения возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.
Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом. Страны – члены МВФ получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале Фонда. СДР функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах. По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.
Фиксированный валютный курс, в свою очередь, имеет целый ряд разновидностей:
• курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Как правило, страны фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США или к евро с момента его появления в качестве резервной валюты;
• курс национальной валюты фиксируется к СДР;
• "корзинный" валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в подобные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны;
• курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).
В "свободном плавании" находятся валюты таких стран как США, Канада, Великобритания, Япония, Швейцария и др. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об "управляемом", или "грязном" плавании валютных курсов. В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета.