Источники финансирования инновационного проекта, осуществляемого физическим лицом

Иногда говорят, что финансирование индивидуальных стартапов осуществляется по правилу "трех F" – Family, Friends, Fools (Семья, Друзья и Дураки).

Как видно из параграфов, посвященных финансированию предприятий, многие из рассмотренных схем подходят и для проектов, авторы которых выступают от имени физического лица. Это индивидуальные предприниматели, которые еще не создали предприятия, но, скорее всего, планируют его создание в ходе выполнения инновационного проекта.

Потребительский кредит

Одним из наиболее распространенных вариантов самостоятельного финансирования стартапа является получение потребительского кредита. Получить его возможно, если автор стартапа (либо член его семьи) работает на постоянном месте работы, а сумма необходимых инвестиций не превышает 300–500 тыс. руб. В большинстве случаев для этого не потребуется залога или поручителей. Расчет суммы кредита будет вестись, исходя из заработной платы, и риски нового бизнеса учитываться не будут. Необходимости подтверждать целевое использование кредита нет.

К недостаткам такого способа финансирования следует отнести сложность совмещения занятий бизнесом и постоянной работы, небольшие суммы кредитов, предоставляемые при невысокой заработной плате, высокие проценты и комиссии по кредитам без обеспечения. Если вследствие занятий бизнесом предпринимателю приходится оставить постоянную работу, он будет обязан проинформировать об этом банк.

Для привлечения более крупных сумм по кредиту на потребительские цели (во многих банках – до 1 млн руб.), как правило, требуются залоги и поручительства. При этом банк может рассмотреть не только доход от основного места работы (его может не быть), но и от бизнеса (на основании декларации 3-НДФЛ или ЕНВД). Как правило, за счет кредитования можно получить не более 50–80% от общей стоимости проекта.

Непосредственно кредитование нового бизнеса также присутствует в банковской сфере России, хотя пока оно не сильно развито. Обычно продвижение таких программ и кредитование по ним проводится по условиям государственных программ или под патронажем различных фондов содействию развития малого бизнеса. Это либо кредитование малого бизнеса, либо ссуды на покупку оборудования. Чаще всего такие программы кредитования касаются приоритетных направлений развития.

Для получения кредита в банк нужно обращаться с уже готовым бизнес-планом, подписанными договорами с контрагентами и другими документами, описывающими предполагаемый проект бизнеса: рентабельность проекта, рынки сбыта продукции, целевую аудиторию и ее заинтересованность, приобретение оборудования, помещения, вопросы поиска и найма персонала.

Достоинством таких программ являются низкие в сравнении с потребительским кредитованием ставки и комиссии, а также большие суммы и сроки кредитования. Однако при этом необходимо документальное подтверждение целевого использования денежных средств, так же предъявляются жесткие требования к ведению бизнеса, оформлению документов.

Бизнес-ангелы

Под термином "бизнес-ангел" понимается частный инвестор – физическое или юридическое лицо, инвестирующее в инновационные проекты на посевной стадии или стадии создания предприятия. Появление термина "бизнес-ангел" было связано ие с высокотехнологичной сферой, а с театральной деятельностью. В начале XX в. в Нью-Йорке так называли частных спонсоров, которые финансировали театральные постановки на Бродвее "из-за любви к искусству". Сейчас бизнес-ангелы вкладывают деньги преимущественно в высокотехнологичные проекты, ИТ, но финансируют и проекты в других сферах.

"Ангельский" характер финансирования, когда инвестор во многом является спасителем проекта, связан с тем, обычно бизнес-ангел подключается к проекту на начальном этапе, когда имеется лишь идея, проект сопряжен со значительными рисками и невозможно дать достоверный прогноз результатов.

На портале профессиональных менеджеров e-Xecutive (e-xecutive.ru) приведены характерные черты бизнес-ангелов:

• независимые частные инвесторы, вкладывающие собственные средства в новые инновационные компании;

• сумма инвестиций в один проект составляет до 1 млн долл. США (среднем – 200–350 тыс. долл.);

• компании находятся в посевной стадии или являются стартапами в инновационной сфере, являются высокоприбыльными и быстрорастущими, с прогнозным показателем IRR обычно превышающим 60%;

• бизнес-ангел планирует выйти из компании через 3–5 лет с получением дохода от продажи своей доли, в 3–5 раз превышающей его вложения в нее;

• помимо денег бизнес-ангел вкладывает в компанию свою компетенцию и опыт.

Бизнес-ангелы обычно ведут несколько проектов. Сегодня в мире существуют сети бизнес-ангелов (они особенно развиты в США).

На сайте Европейской сети бизнес-ангелов (EBAN) приведен групповой портрет европейских бизнес-ангелов:

• 86% – мужчины;

• 99% имеют высшее образование и опыт предпринимательской деятельности;

• 78% когда-либо работали в крупной корпорации;

• в 59% случаев они входят в проект на стадии "посева" или стартапа;

• в среднем инвестируют не реже одного раза в год;

• 67% хотя бы раз инвестировали в проекты в отраслях, опыта работы в которых раньше не имели;

• средний размер вложений в каждый проект – 50000 долл. США;

• для участия в проекте, как правило, объединяется 3–4 бизнес-ангела, сообща инвестируя в компанию в среднем 191 ООО долл. США;

• 46% уделяют проекту по крайней мере один день в неделю, и только 4,5% участвуют в делах компании лишь по мере необходимости.

В отличие от венчурных фондов, бизнес-ангелы, как правило, вкладывают свои деньги. В обмен на финансирование бизнес-ангел получает значительную долю в компании.

Основные принципы отбора проекта бизнес-ангелом следующие:

• бизнес-ангелу должны быть предложены не только идея, но и программа ее воплощения, состоящая из четких и реальных шагов;

• бизнес-ангел должен четко представлять свой "выход" из проекта;

• бизнес-ангельские инвестиции – инвестиции в команду.

Процесс отбора проектов бизнес-ангелами состоит из двух последовательных стадий: анализ потока конкурентных проектов и тщательное изучение проекта.

Фаза отбора проектов связана с анализом описаний проектов, которые поступили на рассмотрение инвестору, а также из общего информационного потока, источниками которого являются пресса, Интернет, реклама, выставки и венчурные ярмарки, базы данных ассоциаций венчурного инвестирования, информация о разработках в научном секторе, личные контакты.

Процедура анализа проекта занимает небольшое время и опирается в значительной мере на личный опыт, интуицию, произведенное первое впечатление. По разным оценкам на этом этапе отбрасывается 50–80% проектов. Наиболее важными являются вопросы, связанные с конкурентоспособностью продукта, реальными предпосылками получения прибыли, возвратом инвестиций.

Процесс тщательного изучения проекта может занимать значительное время, до нескольких месяцев. Рассматриваются следующие аспекты:

• бизнес и перспективы роста стоимости компании;

• риски;

• перспективы проекта с финансовой точки зрения;

• перспективы бизнеса, рынок и конкурентная среда;

• способность заявителей проекта эффективно управлять бизнесом;

• технология, ее конкурентные преимущества;

• бизнес-модель, механизм генерации прибыли и рыночный риск;

• состояние интеллектуальной собственности и имеющихся активов.

Во время тщательного изучения проекта между инвестором и предпринимателем происходит интенсивное общение, в ходе которого последний должен продемонстрировать полное владение всеми вопросами, связанными с проектом; обсуждаются продукция, рынок, перспективы, команда; вопросы интеллектуальной собственности; производства, условий инвестирования и финансовых показателей формирующейся компании. Проводятся выезды для осмотра оборудования, лаборатории или опытных образцов.

Представление проекта осуществляется в различных формах, таких как резюме, бизнес-предложение, презентация, устная беседа.

Резюме проекта, как правило, представляет собой небольшой документ (одна-две страницы) отражающий суть инвестиционного проекта.

Типичная структура бизнес-предложения включает: описание проекта; инвестиционное предложение; состав команды; описание продукта или услуги, рынка, производства; имеющиеся активы, включая интеллектуальную собственность; бизнес-модель; план работ после получения инвестиций. Наиболее важная часть бизнес-предложения – ценностное предложение бизнес-модели.

В бизнес-предложение часто включается резюме проекта, а также другая полезная информация. Состав документа и форма представления информации могут корректироваться в зависимости от требований конкретных сетей бизнес-ангелов. В большинстве случаев объем документа не должен превышать 15 страниц.

Часто для представления бизнес-предложения используется формат презентации или структура каталога выставок или форумов.

Важную роль играет устное представление, когда суть проекта излагается в течение нескольких минут. Считается, что предприниматель должен быть всегда готов изложить свое предложение. Известные принципы "одного предложения" (изложение бизнес-идеи в формате одного предложения) и "принцип общения в лифте" (предприниматель "ловит" инвестора в лифте и излагает проект за время, пока они поднимаются на нужный инвестору этаж). Такие ситуации говорят о необходимости серьезной проработки бизнес-предложения и подготовки разных форматов его представления.

При подготовке бизнес-предложения часто используется принцип SMART для формулирования целей проекта (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Принцип SMART

Конкретность

(Specific)

Цель должна быть выражена в конкретном показателе

Измеримость

(Measurable)

Все целевые показатели должны быть поддающимися измерению величинами (объем продаж, прибыль, рыночная доля)

Достижимость

(Achievable)

Цель должна быть достижима при использовании имеющихся у предпринимателей ресурсов и инвестиционных средств

Реальная выполнимость (Realistic)

Способ достижения целей должен выглядеть реалистичным и вызывать доверие инвестора

Привязанность ко времени (Timed)

Нужно указывать четкие сроки достижения той или иной цели

При отборе проектов для инвестирования важнейшим направлением анализа является сам бизнес компании, рынок, его текущее состояние, стратегия продвижения продукции. Поэтому в текст бизнес-предложения необходимо включать описания:

• бизнес-модели компании и основного источника ее прибыли;

• предлагаемого продукта, его предназначения;

• рынка продукта и его основных потребителей;

• параметров этого рынка – объема, прогнозов роста, предполагаемой доли компании на нем;

• возможных конкурентов и конкурентных преимуществ;

• мер по защите от конкуренции;

• того, чем продукт лучше своих аналогов (Differentiator);

• маркетинга и системы продаж;

• основных рисков.

На сайте крупнейшей американской сети бизнес-ангелов Alliance of Angels (allianceofangels.com) даны рекомендации для предпринимателей по выстраиванию презентации своей идеи, согласно которым успешная подача проекта походит на привлекательную рекламу кино – она должна ясно передать суть бизнеса и заинтересовать инвесторов. Следует быть интересным, рассказать "незабываемую историю" и интенсивно использовать визуальные материалы.