Лекция 4. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА
Основным источником российского права является нормативный акт. В этом смысле российская правовая система исторически сложилась в результате влияния континентальной правовой системы. В романо-германской правовой системе, как известно, основным и практически единственным источником права является нормативный акт. Соответственно и в банковском праве нормативный акт – основной источник банковского права.
В ст. 2 Закона о банках предусматривается, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, этим Законом, Законом о Банке России, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Таким образом, закрепляется исчерпывающий перечень нормативных актов, которые могут считаться источниками банковского права.
Банковское законодательство
Понятие банковского законодательства
Основой для толкования понятия "законодательство" должна быть ст. 1 Конституции РФ, в которой закрепляется принцип правового государства, а также ст. 10, в которой закрепляется принцип разделения властей. В итоге можно сделать вывод, что законодательство – это система законов. Другие нормативные акты не подпадают под понятие "законодательство". Значит и банковское законодательство – это система законов, которая регулирует банковскую деятельность.
Банковское законодательство – это только часть более широкого понятия нормативного регулирования банковской деятельности. Напомним, что в ч. 2 ст. 2 Закона о банках закреплено следующее: "Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России".
Получается, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется, во-первых, банковским законодательством, и, во-вторых – системой нормативных актов Банка России. И первое, и второе образуют единую систему нормативного регулирования банковской деятельности. В этой системе можно выделить две подсистемы: а) подсистему законодательства; б) подсистему нормативных актов Банка России. Вторая подсистема производна от первой. Она не должна ей противоречить. В соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 76) в случае, если такое противоречие возникает, то действует федеральный закон.
Состав банковского законодательства
Перечень нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность (ст. 2 Закона о банках), включает три вида нормативных актов (Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты Банка России). Нормативные акты Банка России не входят в понятие "банковское законодательство". Они являются частью системы нормативного регулирования банковской деятельности.
Федеральные законы в ст. 2 делятся на федеральные законы, которые прямо названы в статье (Закон о банках и Закон о Банке России), и федеральные законы, относящиеся к другим федеральным законам.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
В ст. 15 Конституции РФ указано, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". При этом следует иметь в виду, что составной частью российской правовой системы являются не любые принципы и нормы международного права, а только те, которые являются общепризнанными. Кроме того, только договоры обладают приоритетом по отношению к закону. При этом они нс могут обладать приоритетом по отношению к самой Конституции РФ, поскольку в ней закрепляется принцип народного суверенитета.
Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" регулирует конкретные вопросы заключения международных договоров. Банк России играет значительную роль в их подготовке и реализации в соответствии со своей компетенцией (ст. 8 указанного Федерального закона), но у него нет права заключать международные договоры.
В Законе о Банке России имеется специальная гл. IX, которая называется "Международная и внешнеэкономическая деятельность", в ст. 51 которой говорится, что Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. О праве заключать межведомственные соглашения здесь ничего не определено. Между тем и в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" тоже не определено, что Центральный банк РФ имеет право заключать от своего имени межведомственные договоры. И это логично, поскольку Банк России по своему статусу является именно центральным банком, а не органом исполнительной власти.
Такие международные связи создают прочную основу для борьбы с банковскими правонарушениями.