Источники арбитражного процессуального права
Нормы права получают свое внешнее выражение в форме источников, к которым относятся различные нормативно-правовые акты.
В ст. 3 АПК РФ содержится исчерпывающий перечень актов, составляющих законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах. К ним относятся:
1. Конституция РФ. В ней закреплены основы судебной системы РФ, межотраслевые принципы, определяющие судопроизводство в Российской Федерации, и т.д. Так, гл. 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. Кроме того, в ней установлены принципы состязательности и равноправия сторон, гласности, независимости судей, равенства всех перед законом и судом (ст. 19, 120, 123).
2. Международные соглашения, заключенные с участием Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ). В АПК РФ закреплено аналогичное положение применительно к рассмотрению и разрешению дел: если международным договором РФ установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора (ст. 3).
Российская Федерация является участником множества двусторонних и многосторонних международных соглашений. В числе подписанных Россией международных соглашений, имеющих отношение к регулированию судопроизводства в арбитражных судах, следует назвать Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса от I марта 1954 г., Нью-Йоркскую конвенцию ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г., Гаагскую конвенцию о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., Гаагскую конвенцию о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г., Киевское соглашение стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" от 20 марта 1992 г., Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
3. Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
4. Федеральные законы, относящиеся к источникам арбитражного процесса, можно разделить на законы, непосредственно посвященные судопроизводству в арбитражных судах, и те, которые не имеют своим исключительным предметом регулирования судопроизводство в арбитражных судах, но в них содержатся нормы арбитражного процессуального права.
К первой группе относится, прежде всего, АПК РФ, являющийся основным источником арбитражного процесса, так как предметом его регулирования выступают исключительно отношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением арбитражными судами подведомственных им дел.
С некоторыми оговорками к первой группе федеральных законов можно отнести Закон о банкротстве. Данный нормативный акт не призван регулировать арбитражные процессуальные отношения, но отдельные его положения посвящены процессуальным вопросам. В частности, гл. III указанного Закона называется "Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде".
К иным федеральным законам, в которых содержатся некоторые нормы арбитражного процессуального права, относится множество нормативных правовых актов, например ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ, Федеральные законы "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", от 22.04.1996 № 39-ΦЗ "О рынке ценных бумаг", от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет положение о том, что судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Несмотря на закрытый перечень источников арбитражного процесса, следует уделить отдельное внимание следующим моментам.
К источникам арбитражного процесса нередко относят Регламент арбитражных судов РФ, утвержденный постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 № 7 (с последующими изменениями). Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов РФ и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Министерством юстиции РФ, органами судейского сообщества. Однако необходимо отметить, что данный Регламент не является законодательным актом, хотя и обязателен для выполнения всеми арбитражными судами РФ.
Достаточно спорным остается вопрос о значении для правового регулирования арбитражных процессуальных отношений актов судебных органов. В этом отношении высказано множество мнений: от признания судебной практики источником правового регулирования до полного отрицания регулятивного характера судебных актов.
Сформулировать однозначную позицию по данному вопросу достаточно сложно. Вместе с тем необходимо отметить, что акты различных судебных органов имеют значение, порой существенное, для нормативного регулирования отношений, возникающих при рассмотрении и разрешении дел арбитражными судами.
Акты Европейского Суда по правам человека практически являются источником правового регулирования. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее – Конвенция о правах человека) с признанием обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. В практике арбитражных судов нередки случаи, когда при рассмотрении конкретных дел происходит обращение к практике Европейского Суда по правам человека[1].
Позиция Конституционного Суда РФ, выражаемая в его актах, имеет специфический нормотворческий характер[2]. Конституционный Суд РФ правомочен признавать не соответствующими Конституции РФ положения федеральных законов. Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 № 6-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества “Товарищество застройщиков”, открытого акционерного общества “Нижнекамскнефтехим” и открытого акционерного общества “ТНК-ВР Холдинг”" ч. 3 ст. 21 АПК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ.
Что касается актов арбитражных судов РФ, то в данном случае необходимо учитывать систему арбитражных судов и полномочия каждого элемента этой системы.
Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов. По итогам рассмотрения материалов, изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами Пленум ВАС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия постановления, а Президиум ВАС РФ информирует арбитражные суды об итогах рассмотрения отдельных вопросов судебной практики письмами. Постановления Пленума ВАС РФ обязательны для выполнения всеми арбитражными судами РФ.
Указанные акты ВАС РФ сложно отнести к источникам арбитражного процессуального права. Их следует рассматривать как результаты толкования действующего законодательства, осуществленного государственным органом.
Акты ВАС РФ принятые им при непосредственном осуществлении правосудия (в качестве суда первой или надзорной инстанции) также не могут быть охарактеризованы как источники правового регулирования. Нередко решения, определения, постановления ВАС РФ содержат результаты толкования действующих законодательных актов, что, однако, не изменяет их статуса.
Акты остальных арбитражных судов (первой, апелляционной, кассационной инстанций) аналогичным образом в соответствии с действующим российским законодательством не создают правовых норм, и поэтому нс могут относиться к источникам арбитражного процессуального права.