Источники административного права
Нормы административного права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, находят внешнее выражение в нормативных правовых актах, составляющих систему источников.
Одним из основных источников административного права является Конституция РФ (1993). Согласно п. "к" ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Конституции РФ устанавливается порядок формирования органов исполнительной власти, их компетенции.
Наряду с Конституцией деятельность исполнительных органов власти регламентируется федеральными конституционными законами. Так. правовой статус Правительства определяет Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г.). Система федеральных органов власти, их структура урегулированы указами Президента, в частности указом от 17 мая 2000 г. № 867 (в ред. от 29 апреля 2002 г.).
Статус государственных служащих определяют Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58 -ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.), Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ ( в ред. от 25 декабря 2008 г.) и ряд актов, предусматривающих порядок прохождения службы в таможенных органах, милиции, налоговой полиции и т.п.
Основания и характер административной ответственности прописаны в Кодексе РФ об административных нарушениях, принятом 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.).
Порядок судебного рассмотрения жалоб граждан определен в Федеральном законе "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. от 14 декабря 1995 г.).
Субъекты административного права
Субъектами административно-правовых отношений являются его участники: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. Нормы административного права наделяют их правами и обязанностями и делают субъектами конкретных правоотношений, возникающих в сфере государственного управления.
Важнейший признак субъектов административно-правовых отношений - наличие у них административно-правового статуса. т.е. прав, обязанностей, полномочий. Чтобы стать субъектом, участники административно-правовых отношений должны быть:
o административно правоспособны (способны иметь права и обязанности);
o административно дееспособны (способны приобретать имущественные права, исполнять обязанности).
Индивидуальные субъекты - это граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов определяется их связью с государством.
Коллективными субъектами административного права выступают объединения, организации, коллективы, предприятия, управленческие органы. Наиболее важным субъектом административного права является государственная администрация как система органов государственной исполнительной власти и совокупность государственных служащих. Органы и служащие осуществляют властную управленческую деятельность по исполнению законов, актов правосудия, реализации административного судопроизводства. Органы государственной исполнительной власти создаются и действуют от имени и по поручению государства, выполняют его функции, управляются государством. К ним относятся аппарат законодательных, исполнительных, судебных и контрольных органов власти, а также государственные предприятия и учреждения.
Негосударственные организации - профсоюзы, политические партии, творческие союзы, коммерческие объединения - осуществляют групповые и индивидуальные интересы граждан и действуют независимо от государства.
Если правовой статус гражданина определяет совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных Конституцией РФ, то государственные органы наделяются компетенцией и полномочиями. а также нормами со стороны Конституции и федеральных законов.
Административное право устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц.