"Ядро Российской истории" А. И. Манкиева
Памятником русской историографии первой четверти ХVII в. является большой труд "Ядро Российской истории" (1716). Его автор Алексей Ильич Манкиев (? — 1723), секретарь князя А. Я. Хилкова. Последний был послом с 1700 г. в Швеции. Во время Северной войны оба были интернированы. По возвращении в Россию (1718) Манкиев работал переводчиком в Коллегии иностранных дел.
По словам Манкиева, он "имел на сей труд повеление, а особливо, чтоб описать славные его царского величества дела". Кроме летописей, автор использовал актовые и вещественные источники. "Сей труд" очень отдаленно напоминает сочинения типа летописцев и отличается по своему построению от Степенной книги и Синопсиса. "Ядро Российской истории" делилось па семь книг, каждая из которых разбивалась на главы. Деление на книги соответствовало наиболее характерным и крупным периодам русской истории.
В первой книге Манкиев рассматривает вопросы происхождения русского народа и Российского государства. История Руси, но его мнению, начинается с Рюрика, положившего начало самодержавной власти. Династия русских царей, в целях ее возвеличивания, через Рюрика генеалогически связывалась с династией римских императоров.
Рассматривая вопрос о происхождении названий "славяне", "росы", автор применил метод анализа и сопоставления корней, общих для ряда близких по значению слов. Имя "россианы" производится им от потомка Мосоха — князя Руса, термин "славяне" — от великой славы, которую они заслужили своей храбростью и мужеством. Л. И. Манкиев впервые критически разбирает утверждения историографов других стран, которые, сравнивая корни русских слов с латинскими, отождествляли эти слова и по смыслу ("славяне" и "slavus" — невольник, раб). А. И. Манкиев осмысливал имена славянских вождей — Святослав, Венцеслав, Мстислав, Болеслав — и подчеркивал, что "почти все от славы имена имели, а не от невольничества, как некоторым приснилось". Второй его довод сводился к признанию большей древности славянского языка по сравнению с "испорченным римским". Как ни субъективна такая аргументация, она была шагом вперед в русской историографии по пути развития приемов изучения источников.
Несовершенство демократического строя привело к раздорам, "несоюзству" среди новгородских "граждан" и заставило их обратиться к варяжским князьям с призывом взять на себя правление на Руси. Политический смысл концепции Манкиева заключался в утверждении давности абсолютизма в России и мысли, что самодержавие — наиболее совершенная форма государственного устройства.
Последующее изложение посвящено истории самодержавной власти, которая обеспечивает, по мнению автора, твердый порядок и проходит в своем развитии следующие этапы: от Рюрика до Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо; от нашествия татаро-монголов до ликвидации их власти при Иване III; от Ивана III до смерти Федора Ивановича; от Бориса Годунова до Михаила Романова; от Михаила Романова до царствования Петра I по 1712 г.
Так обосновывалась великодержавная схема исторического развития России. Что касается народных движений,
Манкиев отрицательно характеризует городские восстания в Москве в 1648 и 1662 гг.: "бунты черни". Бунтовщиком называет он С. Разина: "даже по самую Рязань и к Москве итти был намерен". Стрелецкое восстание (1682) Манкиев называет "великим смятением" и расценивает его как акт, подготовленный царевной Софьей и направленный против ее противников из числа бояр.
Политическая история в "Ядре Российской истории" занимает основное место, но встречаются известия, касающиеся и экономических вопросов. Например, о торговле с Англией в XV в. Всю книгу Манкиева отличает интерес к вопросам всемирной истории. Так, говоря о происхождении русского народа, автор приводит предания, касающиеся происхождения египтян, греков, римлян, англичан, французов, венгров. Дается представление о византийском законодательстве и особенно о законах Юстиниана. Рассказывает автор и об открытии Америки, о Кромвеле и Английской революции.
Наряду с русскими источниками, Манкиев использует и материалы иностранные, ссылается на античных авторов (Геродота, Ксенофонта, Птолемея, Плиния), польских хронистов (Длугоша, Стрыйковского, Кромера, Вельского и др.). Свидетельства С. Герберштейна сопоставляет с данными русских летописцев. Про посланника шведского короля Карла IX Петра Петрея-де-Ерлезунда пишет: "Во всех своих книгах народ русский без чистой совести и срама ругает".
Работа Манкиева была напечатана только в 1770 г., что снизило ее значение в развитии исторической науки. Г. Ф. Миллер как издатель ошибочно приписал авторство книги князю А. Я. Хилкову.