Исследовательский потенциал менеджмента
Понятие исследовательского потенциала менеджмента отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективности. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, умения использовать, цели, по которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все это в своей совокупности характеризует понятие исследовательского потенциала. Его величина и качество, его реализация также определяют достижение эффективности.
Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно представить по трем группам: методологической готовности, наличия и структуры ресурсов и организационных возможностей.
Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования менеджмента и в менеджменте. Здесь большое значение имеют обоснованность цели, научный подход к ее формулированию и постановке, понимание и приятие цели исследовательской группой или вообще всем коллективом фирмы, интеграционными свойствами цели.
Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения, обеспечивающая последовательное движение к цели. Она помогает выбрать ограничения в движении к цели и приоритеты на каждом из этапов этого движения. Миссия должна отвечать на вопрос: зачем проводить исследования, позволяет ли реальность достигнуть цель?
Методологическая готовность определяется также и разработанной по цели и миссии концепцией развития организации. Это комплекс положений, отражающих тенденции развития. Концепция теснейшим образом связана с целью и миссией, ибо включает в себя и то и другое, кроме того, характеризует их конкретизацию, определяет ключевые положения программы исследования.
Большое значение имеет также и опыт исследования. Систематическое проведение исследовательской работы способствует накоплению такого опыта и повышает потенциал эффективности исследовательской деятельности. Опыт экономит время, оберегает от ошибок и облегчает многие операции.
Многие виды исследования зависят от информационной базы его проведения. Чтобы увидеть динамику процессов развития, проводить сравнительный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные решения, надо иметь необходимое количество накопленной информации. Эта потребность мотивирует систематическое проведение исследования.
Невозможно провести исследование, не пользуясь той или иной методикой моделирования и оценок процессов или явлений. Но методики бывают различными. Какими из них обладают и пользуются исследователи или менеджер, как разрабатываются собственные методики – это тоже характеризует методологический потенциал исследования.
Наконец, следует указать и на возможности использования необходимых методов исследования. Эти возможности определяются их доступностью, наличием соответствующих технических средств, квалификацией исследователей.
Факторы методологической готовности действуют не только в определенном наборе и совокупности, но и в их соотношении и системности.
Вперед группа факторов исследовательского потенциала – наличие и использование ресурсов.
Любое исследование нуждается в ресурсах. Необходимы ресурсы персонала, экономические, материально-технические, информационные, ресурсы времени. Можно также говорить и о ресурсах фактологических. Они отражают наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации.
? Полемическое суждение
Разве понятие "информационные ресурсы" не включает в себя и ресурсы фактологические? Можно ли их ставить в один ряд?
! Ответное суждение
Информационные ресурсы предполагают наличие информации по различным аспектам проблемы или ситуации, конечно, в том числе и по фактологическим. Но есть смысл для обеспечения качества исследования выделить фактологические ресурсы, ибо они представляют собой отдельную группу информации, определяющей объективность, реальность, практическую значимость результатов исследования. Иногда при большом объеме информации исследованию не хватает убедительных фактов по разным обстоятельствам – отсутствие показателей, методик оценок, нерациональное построение информационной системы, информационные "шумы" и пр. Кроме всего прочего, понятие "фактологические ресурсы" отражает потребность в фактах по конкретной цели исследования или проблеме. Таким образом, в контексте данных рассуждений можно рассматривать информационные и фактологические ресурсы как взаимодополняющие.
Исследовательский потенциал управления включает также и организационные возможности его проведения. Они проявляются в наличии необходимой организационной культуры и типа организации. Важную роль также играет позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно выбирать тип организации и организовать исследование.
Всякая организация имеет определенную инфраструктуру, которая также влияет на проведение исследования.
Следует здесь назвать и такой фактор, как интеллектуальный потенциал менеджера или исследователя. Его можно отнести и к ресурсам, и к методологической готовности, но он играет важную роль и в реализации организационных возможностей. Организация исследования – это организация интеллектуальной деятельности, и она определяется в значительной мере интеллектуальным потенциалом исследователя.