Лекция 1. Исследования в современном менеджменте

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• роль исследований в деятельности современного менеджера;

• виды исследований и условия их практического использования;

• характер взаимодействия исследования с другими основными функциями управления;

• какое влияние оказывают исследования на качество и эффективность управления;

уметь

• использовать функцию исследования в анализе и совершенствовании системы управления;

• оценивать ситуации и проблемы как предмет исследовательской деятельности;

владеть

• рациональными подходами к исследованию системы управления;

• принципами реализации требований к исследовательской деятельности менеджеров различных уровней.

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Полезно задуматься

В чем специфика и практическое значение понятия "исследование"? Как формируется научная основа совершенствования управления? Какую роль играют исследования в науке и практике? Нужны ли исследования повседневной практике управления? Является ли исследование одной из основных функций управления и если да, то почему?

Понятие исследования

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: "Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества". В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

В прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и личности выявляют возникновение новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в обычную практическую деятельность.

Многие считают, что исследования – это задача научного работника. В повседневной работе менеджера для исследований нет времени и в них нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследования являются главным фактором успеха, т.е. главным фактором повышения эффективности управления (рис. 1.1, 1.2).

Рис. 1.1. Основные тенденции развития менеджмента

Исследования позволяют определить, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и какие тенденции надо поддерживать (см. рис. 1.2).

В процессе развития организации усложняется управление. Учет этого обстоятельства при совершенствовании управления ускоряет развитие организации. Несовершенство управления тормозит ее развитие и может создавать условия для возникновения кризиса в организации (потеря интеграции, ухудшение социально-психологического климата, заорганизованность, бюрократизация и пр.).

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

Рис. 1.2. Тенденция развития управления и организации

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом.

Исследование – это вид деятельности человека, включающий в себя: а) распознавание проблем и ситуаций; б) определение их происхождения; в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения (рис. 1.3).

В реальной практике эти признаки исследования находятся в некотором соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование – это вид деятельности, обладающий более богатым ОГЛАВЛЕНИЕм чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации предполагает более широкий набор разнообразных методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование, безусловно, включает в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Рис. 1.3. ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "исследование"