"Я-концепция" как результат социального развития личности
"Я-концепция" — восприятие человеком самого себя и его размышления по поводу своего "Я", собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека.
В определении, принадлежащем Дж. Стейнсу, "Я-концепция" формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и опенок, относящихся к самому индивиду. Она включает и себя:
- оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;
- представления о том, каким он выглядит в глазах других людей, на основе которых формируется мнение о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести. По мнению Ф. Раиса, "Я-концепция" — это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. ""Я-концепция" — часть личности или характера человека, которая им осознается".
У. Джеймс, первым из психологов, начал разрабатывать проблематику "Я-концепции". Глобальное, личностное "Я" он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются "Я-сознающее" (1) и "Я-как-объект" (2). Это — две стороны одной целостной личности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой опыт ("Я-сознающее"), а другая — ОГЛАВЛЕНИЕ этого опыта ("Я-как-объект"). "Я-как-объект" — это то, что человек может назвать своим. В этой области У. Джеймс выделяет четыре составляющие: духовное "Я", материальное "Я", социальное "Я", телесное, физическое "Я". Самооценка человека зависит от того, кем он хотел бы стать, какое положение хотел бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке им собственных успехов или неудач. Чтобы улучшить представление о себе, человеку надо либо добиваться успеха, либо снизить свой уровень притязаний.
На представления человека о себе, на формирование его "Я-концепции" влияет то, как его оценивают другие люди. В теории зеркального "Я" Ч. Кули подчеркивал, что мнения, оценки других людей качеств и способностей ребенка, человека являются главным источником данных о его собственном "Я". Зеркальное "Я" возникает на основе символического взаимодействия человека с разнообразными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют человеку обратную связь для самооценки. "Я-концепция" формируется в процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки, роли.
Дж. Мид также отмечал, что становление человеческого "Я" как целостного психического образования, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают "Я-сознающее" и "Я-как-объект". Через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказать поведение другого человека, который в свою очередь тоже предвидит наши реакции. Самоопределение человека как носителя той или иной социальной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека.
Э. Эриксон отмечает, что "Я-идентичность" возникает у ребенка, когда он общается со взрослыми. Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого, таким образом, происходит формирование его
"Я-концепции". Но самооценки, образ "Я" могут меняться динамично, поэтому идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным.
"Я чувствую — я мыслю — я действую" — эта формула отражает структуру "Я-концепции". Совершая поступки, человек оценивает их эффективность и нравственную сторону, прислушивается к тому, как оценивают его окружающие люди, а итоговая рефлексия над собственными поступками, чувствами и убеждениями позволяет человеку совершенствовать, развивать свою "Я-концепцию": человек начинает видеть себя в новом свете, в иной перспективе, и этот взгляд на самого себя меняется в течение жизни, проходя определенные закономерности и подчиняясь жизненным возрастным циклам. В итоге "Я-концепция" включает в себя рабочие, текущие или вероятные "Я".
Рабочая "Я-концепция", согласно воззрениям X. Маркуса и П. Нуриуса, — это набор представлений о себе, которыми человек обладает в данный момент. Рабочая "Я-концепция" содержит и привычные взгляды человека на себя, и эпизодические представления, связанные с какой-либо определенной деятельностью, и представления о своих возможностях — словом, все то, что активно и работает в данный момент времени. Она представляет собой постоянно активный и изменяющийся массив знаний о самом себе, не все из которых доступны осознанию.
Формирование "Я-концепции" начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
1. Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений ("мой ботинок", "моя кукла"), выделяя себя из мира окружающих людей.
2. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя "хорошим" или "неумехой"; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношения к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние самооценки со временем становятся базисными элементами "Я-концепции" человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. Дошкольники замкнуты на себе, и поэтому их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и т.д.
По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя или "личный сценарий", помогающий им интегрировать свое поведение.
Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка "Я-образ" обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это закладывается в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок принимает социальные правила и нормы поведения как собственные ценности. Как дети интернализуют эти ценности? Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, он говорит себе: "Нельзя, нельзя, нельзя!", т.е. делает то, что ему хочется и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся "Я-концепция" и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
На "Я-концепцию" ребенка влияет степень идентификации с матерью, с отцом. Девочки, которые близки с матерью, чувствуют себя более уверенными, умными, самостоятельными. Те, кто такой близости не ощущает, видят в себе негативные качества — мятежность, импульсивность, обидчивость и бестактность. Мальчики, которые близки с отцами, обладают более высокой самооценкой и стабильностью образа "Я" по отношению к тем, у кого отношения с отцом сложились как отчужденные.
Таким образом, положительные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формирования адекватной "Я-концепции", чем принадлежность к какому-либо социальному классу.
3. В школьном возрасте происходит существенное изменение "Я-образа" в зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой "Я-образ". А дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть еще шанс сохранить рабочий настрой, положительный "Я-образ" и желание доводить дело до конца.
Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет "Я-образ". Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т.е. человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
4. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков и юношей первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, они размышляют о себе, познают самого себя, анализируют свои личностные качества. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность — целостное, связное представление о себе, формируется "Я-образ" к 15—16 годам.
Было выявлено, что в раннем подростковом возрасте девочки чаще имеют низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и эти различия усиливаются к концу периода юности. На основании представления о себе как личности у подростка к 16—17 годам возникает особое личностное новообразование — психологическая готовность к самоопределению. Л. И. Божович определяет это возрастное образование личности подростка с точки зрения самосознания субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение личности предполагает не только знание субъекта о себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими знаниями.
5. На протяжении всего взрослого периода жизни "Я-концепция" человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Как правило, те, кто имел негативную "Я-концепцию" при вступлении в период юности, становясь взрослыми, сохраняли ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. Если новый жизненный опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь "Я-концепции". Если новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречат уже имеющейся "Я-концепции", то "оболочка" "Я-концепции" срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.
В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе непринципиально, он может внедряться в структуру "Я-концепции", насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих се самоустановок. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, например, таких, как рационализация.
Ниже приведены различные факторы, влияющие на "Я-концепцию" (рис. 4.10).
Рис. 4.10. Факторы, влияющие на "Я-концепцию"
"Я-концепция" играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте, а тем более во взрослом периоде жизни, стремятся быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности и человек будет страдать от смешения ролей. "Я-концепция" включает в себя как реальное, так и "идеальное Я" — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два "Я" как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое "реальное Я" намного ниже "идеального Я".
Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш "фильтр". Когда поведение человека согласуется с его "Я-образом", он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Другими словами, "Я-концепция" может выполнять функцию самопоощрения. Но она может нести в себе и самообвинительные тенденции.
Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации, с тем чтобы сохранить привычный прежний свой образ. Резкая перемена "Я-образа" — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком очень болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за идентичность.
Дж. Ловингер попыталась описать процесс формирования людьми связных, непротиворечивых представлений о себе и развитие "Я-концепции" представила в виде последовательности предсказуемых стадий. "Я-концепция", или "ЭГО" индивида, проходит в своем развитии ряд стадий, которые зависят от смысловых структур, или истолкований внешнего мира, и от структур характера, предназначенных для осмысления своего опыта и достижения самопонимания.
Первые две стадии — досоциальная и импульсивная — встречаются прежде всего у маленьких детей. На досоциальной стадии младенцы озабочены исключительно собственными потребностями и стремятся к удовольствию.
Дети в раннем детстве, находящиеся на импульсивной стадии, уже достигли отдельной идентичности, хотя их по-прежнему интересует главным образом удовлетворение своих потребностей. Они оценивают свои действия как хорошие или плохие, основываясь исключительно на том, поощряют их за это или наказывают. Их представление о мире эгоцентрично и конкретно. Дж. Ловингер обнаружила, что некоторые дети, подростки и даже взрослые задерживаются на этой стадии.
Третья стадия — самозащитная, или дельта-стадия, — более прогрессивна: дошкольник руководствуется своекорыстием и для удовлетворения личных интересов все средства хороши: он подчиняется правилам только исходя из личной выгоды и чтобы избежать неприятностей. Но на этой стадии могут задержаться некоторые подростки и взрослые — они продолжают во всем искать свою выгоду и манипулировать окружающими, а их отношения с другими людьми сосредоточены на вопросах контроля, господства, обмана и собственных неприятностей.
Четвертой стадии — конформистской — большинство людей достигает в конце детства или в отрочестве. Человек судит о себе по внешним обстоятельствам: имуществу, статусу, репутации, внешности, а правилам подчиняется просто "потому, что так надо". Человек пытается избегать осуждения людей, и когда это ему не удается, испытывает чувство стыда.
Следующие три стадии требуют рефлексивного мышления со стороны подростков и взрослых. На пятой — сознательной — стадии они судят о своих особенностях, достижениях и идеалах исходя из собственных принципов, обязательно руководствуясь нормами сверстников или авторитет-пых лиц, способны к самокритике, осознают, что критерии "правильно -неправильно" зависят от контекста.
Па шестой — автономной — стадии люди осознают внутренние конфликты между личными нуждами и своими идеалами, а также между своим и чужим восприятием одних и тех же событий. Они уже способны понимать других, проявлять терпимость и уважение к их взглядам, решениям жизненных проблем, выбору друзей и рода занятий. Вместо осуждения они начинают признавать за другими право на собственные решения.
Седьмая — интегрирующая — стадия достигается, когда люди обретают способность уважать и примирять конфликтующие требования как внутри себя, так и в отношениях с другими. Они не только терпят то обстоятельство, что другие не похожи на них, но и ценят это отличие. По оценкам Дж. Ловингер, этой стадии достигают менее 1% всех взрослых.
Формирование самосознания, идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичность по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Люди, которые могут увлечься своей работой, значительную часть своего чувства идентичности черпают в карьере. Другие могут приобрести свою идентичность не столько в профессиональной деятельности, сколько в семье или где-либо еще. Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя "Я": как индивидуума, как члена семьи и как работника.
90% мужчин и женщин указывают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при определении себя. Лишь в очень редких случаях мужчина или женщина определяли себя исходя прежде всего из своей карьеры, а не семьи.
Идентичность человека как компетентного работника складывается, когда человек заинтересован, увлечен своей работой (внутренняя мотивация), показывает в ней хорошие результаты. Люди, достигшие идентичности себя как компетентного работника, утверждают, что они продолжали бы работать, даже если бы могли этого не делать, имея полную материальную обеспеченность, поскольку они получают от работы большее удовлетворение, чем от досуга.
В последние годы большинство работающих уже не определяют себя преимущественно через свою трудовую деятельность, а пытаются найти баланс между семьей, работой и развлечениями.
"Я-концепция" как совокупность установок человека, направленных на самого себя, включает в себя, согласно исследованиям Р. Бернса, следующие уровни:
1) образ "Я" — представления человека о самом себе — рефлексивная когнитивная схема;
2) самооценка — эмоциональная оценка этого представления, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
3) потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой. Предметом самовосприятия и самооценки человека могут стать и его тело, и его способности, и его социальные отношения, и множество других личностных проявлений.
Когнитивная схема "Я-концепции" включает в себя две подсистемы: личностная идентичность и социальная идентичность. Личностная идентичность — это самоопределение человеком своих физических, интеллектуальных и нравственных черт.
Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу, социальной группе, к выполнению определенных социальных ролей. Например, человек оценивает себя в качестве сына, учащегося, спортсмена или друга, спрашивая себя: насколько я хорош в этой роли, насколько она отражает сущность моего "Я", в какой степени мне важна эта роль? Социальная идентичность содержит и то, что о нас думают другие, или то, что мы принимаем за их отношение к нам. Через понимание других человек приходит к формированию своего социального "Я". Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.
По мнению многих зарубежных психологов, позицию которых обобщил У. Хьюит, "Я-концепция" включает в себя следующие компоненты:
1) физический компонент (осмысление и оценка человеком своего тела, веса, роста, пола, степени привлекательности, предпочитаемого стиля одежды, типа жилища, режима питания, предпочитаемых марок автомобиля, предпочитаемого образа жизни — физкультура и спорт или праздность, алкоголь);
2) академический компонент (осмысление и оценка человеком своих интеллектуальных возможностей, своих учебных академических достижений, насколько высоки успехи в математике или иностранных языках, а также социальная оценка академических достижений на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, принадлежащих к одному поколению или социальному классу; учебные успехи в школе или институте способны повысить или снизить самооценку). У. Джеймс отмечал: "Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить";
3) социальный компонент (представления человека о своем положении в обществе, о характере взаимоотношений с окружающими людьми в семейном кругу, в соседском сообществе, в кругу сверстников и знакомых, в учебном или трудовом коллективе в сочетании с тем, как человека оценивают окружающие и какие социальные роли он выполняет). Многие социальные роли становятся важной частью нашего "Я";
4) трансперсональный компонент (представления человека о смысле жизни, нравственных, религиозных ценностях).
С психологической точки зрения "Я-концепция" играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. В социологическом смысле "Я-концепция" выполняет функцию объединения личности и окружающего общества.
Феноменологический подход в понимании "Я-концепции", развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях:
- поведение человека зависит от ракурса индивидуального восприятия, которое преломляется в феноменальном поле сознания человека, где центром является "Я-концепция;
— "Я-концепция" — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;
- "Я-концепция" регулирует поведение, обладает относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
- расхождения между опытом индивида и его "Я-концепцией" нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Большой вклад в исследование закономерностей формирования "Я-концепция" внес К. Роджерс, подчеркивая важность позитивного отношения, безусловного принятия ребенка со стороны значимых родных для формирования здоровой "Я-концепции". Поскольку позитивное отношение к ceñe зависит от оценок других людей, прежде всего значимых родителей, то может возникнуть разрыв между опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе.
Вместе с "Я-концепцией" развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Развитие "Я-концепции" — это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. "Я-концепция" представляет собой определенную систему. Изменение одного аспекта может полностью изменить природу целого. Таким образом, "Я-концепция" — это прежде всего система самовосприятий человека.
"Я-концепция", согласно определению К. Роджерса, складывается: из представления о собственных характеристиках и способностях индивида;
- преставлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром;
- ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;
- представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
"Я-концепция — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида. В эту структуру входит как собственно "Я", так и отношения, в которые "Я" может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями "Я" в прошлом, настоящем и будущем.
В рамках структуры "Я-концепции" К. Роджерса существуют три основные модальности:
1) "реальное Я" — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле;
2) "зеркальное (социальное) Я" — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие;
3) "идеальное Я" — установки, связанные с представлениями человека о том, каким он хотел бы стать.
Если "реальное Я" и "идеальное Я" резко отличаются, то их низкая конгруэнтность (совпадение) порождают низкую самооценку, высокую тревожность, депрессивность. Расхождения между "реальным Я" и "идеальным Я" могут приводить к искаженному восприятию реальности — субвенции, порождать различные психологические трудности. Если возникает рассогласование между реальным опытом и "реальным Я", то может произойти психологическая дезадаптация как результат попыток оградить сложившуюся "Я-концепцию" от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к искажениям в восприятии опыта или к его игнорированию в форме неверной интерпретации. К. Роджерс полагал, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие "идеального Я" становится более реалистичным и "реальное Я" начинает больше гармонировать с миром.
Учитывая то, что человеку порой приходится скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя тс, которые получат одобрение окружающих, то в результате человек все меньше остается самим собой, "маскируется, притворяется", что приводит к разладу между реальным "Я", формируемым средой, и той частью психики, которая становится для него источником тревоги. Напротив, если человек почувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он склонен раскрывать свои подлинные мысли, чувства, эмоции. Таким образом, личность уравновешенна, когда есть согласие между реальным "Я" и его чувствами, мыслями и поведением.
Результатом несоответствия между "реальным Я" и жизненным опытом, с одной стороны, и между "реальным Я" и тем образом "идеального Я", который сложился у человека о себе самом, с другой, могут быть тревога и нарушение психологической адаптации. М. Розенберг и Г. Каплан описывают более дробную классификацию образов "Я". "Возможное Я" -представления человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно "идеальному Я", заданному социальными нормативами и долженствованиями. "Возможное Я" отличается от "желаемого Я", непосредственно определяемого мотивациями человека, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии.
"Идеальное Я" содержит цели, которые человек связывает со своим будущим (Г. Оллпорт), образ того, каким человек хочет или надеется стать в будущем для достижения адекватности и совершенства (Комбс, Соупер), идеальный образ культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социальною подкрепления и осуществляют регулирующую функцию, ответственную за выбор поступков.