Лекция 16. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА КАК НАУЧНАЯ ПРОЦЕДУРА

Фильм готов! Осталось только снять его!

Рене Клер

Как и в любом социологическим исследовании, во всех случаях, о которых мы рассказали, особое значение приобретает сам инструментарий, анализ как научная процедура получения нового знания. Первоначально социологическое исследование существует как замысел исследователя. Именно на этапе замысла, который формально выливается у социолога в своеобразный документ, называемый программой исследования, автор совершенно отчетливо представляет все остальные этапы. По В. А. Ядову, программа – это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез[1]. Технология добычи социологического знания требует достаточно разнообразных профессиональных умений большого числа исполнителей. Еще и поэтому исследование на этапе своего замысла должно иметь организационный план своего осуществления, представление о финансовых затратах, о профессиональных ресурсах, о сроках исследования, о форме демонстрации (выдачи) результатов заказчику.

В программе формулируется социальная проблема. Это может быть: новое социальное явление, распространенность и характеристики которого неизвестны и поэтому являются самодостаточной задачей для социолога; уже известное явление, но остававшееся до поры до времени вне поля зрения социологов; уже изученное явление, но нуждающееся в повторном исследовании в связи с изменениями обстановки в стране. В любом случае исследователь так составляет программу, чтобы в результате ответить на поставленный вопрос. Прежде всего, он должен отразить степень изученности проблемы до него. Эта стадия является началом любого исследования. Анализ литературы по данной проблематике – это не просто дань профессиональной этике (хотя и это важно), но и фундамент подготовки исследователя. Он имеет сугубо прагматическую ценность. Исследователь получает возможность поставить перед собой ранее не решенные задачи, получить возможность для сопоставления своих результатов с ранее полученными и т.п. Только так, в результате преемственности научного знания, его углубления, общество получает знание о самом себе, что составляет главную ценность социологии.

Но любой заданный исследователем вопрос – это лишь поверхностный слой проблемы. Действительно, каково тематическое распределение материалов в газете – это еще не проблема; это лишь материал для решения проблемы. А каким ему быть? Это распределение должно быть для молодежной газеты одним, для издания, считающегося в общественном мнении качественным, – другим, для городского радио – третьим и т.д. Но при этом нужно знать реальное распределение материалов по темам, чтобы это было информацией к действию: к изменению, переструктурированию тем, усекновению одних и появлению других. Будет ли осуществлять данное изменение: сам коммуникатор, или ему укажет на необходимость этого издатель, или все останется гласом вопиющего исследователя – но замкнется технологический цикл исследования.

Каково распределение в газете "Истинный американец" суждений о Гитлере – это не проблема; это лишь материал для решения проблемы. А каким ему быть в газете, издаваемой в стране, находящейся в состоянии войны с Гитлером? Это исследование было буквальной информацией к действию – для суда, который обвинил газету в профашистской ориентации. Исследование было как никакое другое действенным. Каковы модели поведения домохозяек в мыльных операх – это не проблема; вопрос в том, каким ему быть, если исходить из более гуманистических концепций личности, чем тех, что рождены в лоне общества потребления?

Напомним, что социологическое исследование – это всегда точка зрения: в данном случае на выбор определенных характеристик текста (по степени важности?), на интерпретацию что такое хорошо и что такое плохо, выбор определенных выводов для практических рекомендаций.

Некоторым аналогом проблемы в конкретном исследовании выступает категория анализа. Это емкое, но вместе с тем лаконичное ее выражение. Категория анализа не является рабочей, непосредственно данной нам в тексте; эта характеристика скорее принадлежит всей совокупности текстов. В нашем иллюстративном материале мы разбирали понятие расовой дискриминации. Мы показали, что реальность дает нам самые разнообразные проявления расовой дискриминации, причем на этих проявлениях не всегда есть соответствующая этикетка. Авторы этого исследования работали с категорией анализа "квалификация героев рассказов разной расовой принадлежности" и пришли к выводу, что в текстах имела место расовая дискриминация. Другими словами, наблюдая совокупность текстов под углом зрения квалификации героев разной расовой принадлежности, автор выходит на проблему расовой дискриминации.

Возьмем случай, когда в качестве категории анализа выступает оперативность[2]. Подытожив результаты анализа источников информации, мы бы вышли на проблему недостаточной оперативности материалов. Но пока мы остаемся на очень высоком уровне абстракции. В самом деле – оперативность бывает разная. В анализе содержания местных газет, радио и телевидения как источников информации, осуществленных в рамках проекта "Общественное мнение", использовались следующие градации оперативности: сообщение о событии дается в день совершения последнего; на следующий день; через два дня; через три-семь дней; сообщение касается события, произошедшего более семи дней назад или, как указывается в сообщении, "недавно"; "за последние дни"; сообщение касается события, дата совершения которого не указывается; сообщение касается вневременных проблем. Когла же мы стали анализировать информационную телевизионную программу "Время" – средство (и канал) заведомо более оперативное, – мы пошли по пути дальнейшей дифференциации событийного повода материалов, идущих с грифом "сегодня". Это могли быть информационные сюжеты о событиях, которые можно было предсказать за десятилетия до этого дня: так называемые календарные, юбилейные или знаменательные даты – "Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения А. С. Пушкина". Это могут быть сюжеты типа "Сегодня проснулся вулкан X" – событие, обладающее для аудитории максимумом неожиданности, непредвиденности, непредсказуемости. Потребовались и мелкие градации оперативности для телевизионной программы общенационального масштаба[3].

То есть взамен однородного понятия мы создали группировку, классификацию типов оперативности. Мы, по сути дела, сделали следующий шаг в создании программы исследования, который состоит в конструировании категориальной сетки или в группировке семантического пространства категории анализа. Речь идет о создании своеобразного сита, через которое будет просеяно ОГЛАВЛЕНИЕ исследуемого источника, где роль ячеек будут выполнять разные модификации категории анализа.