Лекция 21. Исследование памятников наскального искусства и других наземных археологических объектов
Древние поселенческие и погребальные комплексы являются основными объектами современных археологических исследований. В ходе их изучения накапливался опыт проведения раскопок, складывались основные приемы и методики полевых исследований. Однако объектами археологических полевых исследований является большое количество других археологических памятников, в том числе памятников древнего и средневекового наскального искусства, каменных изваяний разных эпох, поминальников, выложенных камнями и архитектурных памятников древности. Их объединяет то, что многие из них не требуют археологических раскопок, поскольку часто не имеют культурного слоя. Для их изучения необходимо применение специальной методики и особых приемов полевых исследований.
Среди таких памятников основную группу составляют памятники наскального искусства.
Методика исследования памятников наскального искусства
В археологии в нашей стране и за рубежом с конца прошлого века сформировался повышенный интерес к этой группе памятников. Большое их количество было открыто в Сибири, на севере европейской части России, на Кавказе, в соседних странах - Казахстане, Киргизии и Монголии. До 70-х гг. XX в. отечественная и мировая наука располагала в основном отдельными памятниками или группами памятников наскального искусства в Европе, Азии, Африке. В настоящее время в результате открытия огромного числа ранее не известных памятников наскального искусства по всему миру стало ясно, что этот вид памятников представляет собой мощный, устойчивый пласт общечеловеческой культуры, ценнейший источник изучения истории древних и средневековых народов, их культуры, искусства, мировоззрения.
Для исследования наскальных изображений требуется специальная подготовка, использование особых материалов и иных, но сравнению с раскопками, приемов работы. Кроме обычного для археологических исследований оборудования и снаряжения необходимы: специальная микалентная бумага для копирования и различного качества целлофан; художественные краски разных цветов; перманентные (водостойкие) фломастеры и маркеры разной толщины; липкая лента; щетки, губки, тряпки, скальпели, ножницы, спринцовки, канистры для воды, планшеты, тубусы.
Исследование следует начинать с осмотра всего памятника, окружающего его ландшафта. В данном случае надо учитывать, что памятником наскального искусства являются скала с изображениями, окружающее ее пространство. В древности места с изображениями воспринимались как природные святилища или священные камни и рассматривались в единстве с природной средой.
Далее следует внимательно изучить скальную поверхность с изображениями, разрушенные участки, трещины, лишайники, рассмотреть изображения, которые бывает сложно понять сразу по причине их перекрывания друг другом, наличия выбоин, разрушений, которые мешают разобраться с самими рисунками, выявить их.
Археологу необходимо знать о приемах и технике нанесения изображений. Их несколько.
Самые распространенные - выбивка точечными ударами контура изображения или заполнение выбивкой сплошь всей фигуры. Сама точечная выбивка, нанесение углублений различны. Они могут быть мелкими и неглубокими, частыми, нанесенными почти сплошь и редкими, иногда очень редкими, передающими еле заметное изображение, могут быть крупными, глубокими, грубо передающими изображение.
Часто рисунки наносились прочерчиванием (граффити). Прочерчивание тоже бывает разным: линии могут быть глубокими и довольно широкими, как бы прорезанными и тончайшими, как паутинка, еле заметными на поверхности камня, проведенными острым тонким концом инструментом типа иглы или шила. Такие линии бывает трудно отличить от мелких трещин на поверхности камня.
Третий способ - прошлифовка фигуры или ее частей (например, туловище животного может быть изображено выбивкой, а голова прошлифована). Шлифование (заглаживание, углубление) части рисунка на поверхности камня производилось по выбивке (сначала наносилась точечная сплошная выбивка, углублялась, потом выбитая поверхность прошлифовывалась с помощью камня).
Четвертый прием, встречающийся реже, - выполнение изображения минеральной краской - охрой. Со временем такие изображения тускнеют, вымываются и их бывает довольно сложно определить. Говоря о методах, надо отметить, что современной наукой приемы нанесения изображений, инструменты, которыми изображения наносились, мало изучены.
Осмотр скалы с рисунками - работа очень ответственная. Ее надо проводить не спеша и предпочтительно в несколько приемов, при различном освещении, чтобы понять изображенное на поверхности скалы, разобраться с различными линиями, образующими рисунки.
Далее следует осмотреть поверхность земли или скального грунта под скалой с изображениями. Площадки перед скалой в древности могли быть местом культовых действий и содержать подъемный материал. Часто рисунки начинаются прямо от земли. В таком случае необходимо прокопать траншею вдоль камня, очистить его нижнюю часть от земли и установить, есть ли рисунки. Если около плоскости с изображениями обнаруживается подъемный материал, его следует нанести на план памятника и желательно заложить раскоп.
Многие скальные поверхности с рисунками покрыты лишайниками. Очень важно определить, каким методом можно их удалить. Некоторые из них можно ликвидировать, просто аккуратно срезая с поверхности или счищая жесткой щеткой, другие - так называемым методом отпаривания, когда поверхность, покрытая лишайником, покрывается мягкой хлопковой материей и потом поливается кипятком. В этих целях применяются различные парообразователи. Через некоторое время лишайники убираются.
Однако не все лишайники можно легко удалить. Существует много очень устойчивых лишайников, которые можно убрать только с применением кислот. В данном случае единых методик и рекомендаций на все случаи быть не может. Все зависит как от лишайника, так и от особенностей камня, на котором он произрастает, от его структуры, наличия солей и многих других факторов.
Скальные поверхности с рисунками подвержены естественным воздействиям среды: солнца, снега, дождя, потоков воды, пыли, загрязнений. Поэтому поверхность необходимо осторожно отмыть чистой водой с помощью мягкой щетки или тряпки, не разрушая камня. Если камень разрушается, то надо ограничиться легкой сухой очисткой. В воду ни в коем случае нельзя добавлять стиральные порошки или другие моющие средства.
Следующий, самый ответственный момент - копирование изображений. Основная цель копирования - снять предельно точную копию изображения для дальнейшего изучения и публикации. Для этого, с учетом особенностей скальной поверхности, техники нанесения рисунков, выбирается подходящий способ копирования, гарантирующий сохранность рисунков.
Наскальные изображения, как правило, ограничены размерами плоскости поверхности камня, на которую они нанесены. Это обстоятельство часто определяет размеры изображения, количество фигур, представленных на отдельном камне. На многих памятниках расположены довольно большие, многометровые плоскости с изображениями, покрытые массой разновременных рисунков, выполненных разными приемами и перекрывающих друг друга. При осмотре таких композиций надо обратить внимание на разрушение камня. Некогда единая плоскость с изображениями в наше время может быть расколотой на отдельные части. Поэтому, прежде чем копировать изображения, надо внимательно осмотреть все части камня, понять весь комплекс изображений, осмотреть выбитые места. Если камень "мягкий", сланцевый, то отколовшиеся фрагменты плоскости могут находиться на земле.
Сложно бывает разобраться в перекрывании рисунков (полимсесты). Они могут относиться к одному времени, по могут быть разновременными. В таком случае, подготавливаясь к копированию изображений, надо детально рассмотреть все рисунки, постараться разобраться в них, установить, какие нанесены раньше, какие - позже. Это ответственная процедура, которую можно провести только на месте, в полевых условиях. Установить последовательность нанесения выбивки иногда удается по разнице так называемого загара - цвета, который приобретает выбивка со временем, глубине выбивки и другим заметным различиям. Также помогает осмотр выбивки через биникуляр, увеличительное стекло. Наиболее достоверные выводы могут быть сделаны при помощи микрофотографии.
После проведения подготовительных работ на памятнике можно приступить к основной и самой ответственной части полевого исследования - копированию изображений.
Археологами применялись различные приемы, направленные на получение наиболее достоверной копии: снятие копий на кальку, эстампажи, выполненные натиркой с помощью копировальной бумаги, перевод на целлофан различной толщины. При этом часто рисунки предварительно "усиливались", специально прорисовывались мелом, карандашом или углем, обводились и потом уже копировались. В результате наносился урон изображениям и всему памятнику. Следы такой работы на долгие годы оставались на памятнике, портили древние изображения.
В последние годы наиболее распространенным был способ эстампирования с помощью эластичной, мягкой микалентной бумаги, которая в один - два слоя накладывалась на скалу с выбитыми изображениями, "прибивалась" к ней с помощью мокрой губки, "обнимая" все ее неровности. После высыхания на ее поверхность с помощью тампона из материи наносилась краска - черная, коричневая или колер из нескольких красок. В течении ряда лет применялась весьма едкая и проникающая сквозь тонкий слой бумаги типографская краска. Часто от такой работы кроме копии рисунков оставались пятна краски на поверхности скалы.
Поиски способов копирования продолжаются. Преследуются две задачи: не повредить скалу с рисунками, сохранить ее первоначальный вид и получить как можно более точную копию древнего изображения. В настоящее время наиболее предпочтительными считаются следующие способы.
Копирование плоскости камня с выбитыми, прошлифованными или прочерченными изображениями с помощью эстампажа на микалентной бумаге с последующим тонированием с помощью тампона с небольшим количеством художественной краски.
Копирование на прозрачный целлофан цветными водостойкими маркерами. Для этого используется не растягивающийся материал, чтобы не искажался рисунок. Так же, как и в случае с микалентом, лист прозрачного целлофана прикрепляется на поверхность камня с рисунками с помощью клейкой ленты. В таком случае можно применять при копировании маркеры разных цветов: черным или коричневым наносить изображения, каким-то другим цветом выделять зоны лишайников, если они не ликвидированы. Разными цветами можно передать и хронологические группы изображений на памятниках с большим количеством рисунков, если они определены.
Целлофан незаменим при копировании изображений, нарисованных охрой и выполненных способом прочерчивания.
Изготовление форм. Эстампажные копии разного назначения давно применяются в работе с памятниками наскального искусства. В силу трудоемкости, громоздкости и дороговизны материалов эти способы не получили широкого распространения.
Более простой прием - это метод изготовления негативной формы из папье-маше, то есть из бумажной массы, обильно пропитанной водой. Для этого нужна водовпитывающая белая бумага, которая толстым слоем наносится на участок скалы, вдавливается в нее и высыхает в течение длительного времени. Высохшая, она свободно отстает от поверхности камня. Получается негативная копия поверхности скалы, с помощью которой можно делать гипсовые отливки и тонировать их по цвету камня.
Так же делают слепки с помощью латекса (жидкой резины), которые можно свертывать, удобно перевозить. На небольших участках можно снимать оттиски с помощью зубопротезной пасты. Однако, этот способ весьма дорогой и применяется для изготовления копий отдельных изображений или небольшого участка скалы с рисунками в целях экспонирования в музейных экспозициях или на выставках.
Копирование камня с рисунками является главной, но не единственной процедурой полевого исследования. Важной задачей является фотографирование изображений на цифровую фотокамеру с разными режимами освещения, обязательно с обозначением номера памятника, номера объекта и прикрепленной масштабной полоской с делениями. Обязательно изготовление ситуационного плана расположения плоскостей с изображениями, их нумерация. Описание в дневнике должно содержать: общие сведения о памятнике, его расположении, количестве плоскостей с рисунками, окружающем пространстве и прочих факторах. Важна информация о наличии других археологических объектов рядом или на каком-то расстоянии, например, курганов, каменных стел, так как наскальные изображения часто являются не отдельными памятниками, а частью комплекса археологических объектов, расположенных на определенном ландшафтном пространстве.
В наше время применительно к памятникам наскального искусства сформировалось исследовательское научно-реставрационное направление по реставрации и восстановлению первоначального вида памятников наскального искусства, подвергшихся антропогенному или техногенному разрушению. Работа носит во многом экспериментальный характер и проводится реставраторами-специалистами, художниками, археологами и другими специалистами. Она направлена на удаление современных надписей, лишайников, искусственное патенирование сколов поверхности камня, заполнение глубоких выбоин, антропогенных повреждений патенированной массой. Эти работы успешно проводятся специалистами ПИИ реставрации в Южной Сибири на памятнике Томская писаница и в Казахстане научно-реставрационной лабораторией ТОО "Остров Крым" на памятнике Тамгалы Тас.
Другие наземные археологические памятники и их исследование
К данной категории памятников мы относим каменные стелы с личинами палеометаллической эпохи в Южной Сибири, так называемые "оленные камни" раннего железного века, средневековые изваяния и балбалы. Они, как правило, связаны с другими археологическими памятниками, составляющими археологический комплекс. К сожалению, к настоящему времени эти памятники в большом количестве изъяты из природной среды и находятся в фондах музеев. Однако в ряде мест в Горном Алтае, Туве, в соседних государствах - Казахстане и Киргизии, их еще можно встретить на местах их создания.
Процедура полевого исследования таких памятников включает несколько последовательных и уже известных нам операций.
Рис. 109. Древнетюркские святилища:
1 - Жайсан-11; 2 - Мерке; 3 - Бельсаз-2 (по А. Десымбаевой)
Сначала надо изучить, что представляет собой памятник, изучить окружающий исторический ландшафт, какие археологические памятники расположены рядом или на некотором расстоянии; установить, существует ли связь изучаемого памятника с ними.
Вслед за этим необходимо осмотреть само изваяние, все его поверхности, постараться выяснить характер и взаимосвязь изображений на поверхностях изваяния, обследовать прилегающий почвенный и подпочвенный слой, сфотографировать объект на цифровую фотокамеру с разных ракурсов.
После этого следует сделать чертеж - рисунок памятника в масштабе и план местности с нанесенными на него объектами.
Дальнейшая работа связана с копированием изображений на изваянии и проводится по той же методике, что и копирование наскальных изображений. При этом должна быть скопирована и снята на фотоаппарат вся поверхность объекта, а не отдельные изображения, так как очень важна взаимосвязь изображений на всех сторонах памятника.
Рис. 110. Микалентная копия наскальных изображений
Также необходимо исследовать часть памятника, находящуюся в земле. Для этого для раскопок размечается небольшой участок непосредственно вдоль камня, спереди или сзади. Внизу, на той части памятника, которая находится в земле, могут содержаться изображения, располагаться археологические предметы (например, керамика). При необходимости такой мини-раскоп можно расширить. На чертеж-рисунок надо нанести и находящуюся в земле часть памятника, обозначив линию поверхности земли.
Заключительной частью исследования является подробное описание объекта в дневнике в примерно следующей последовательности: название памятника (объекта), его местонахождение с данными по системе GPS или Глонасс, описание местности и других археологических объектов на ней, предположения об их связи с описываемым объектом. После этого можно приступать к подробнейшему описанию самого объекта: его размеров, ориентировки по сторонам света, конфигурации памятника, материале (породе камня) и изображений на его поверхности.