XVII в. в истории России
XVII в. занимает особое, пограничное место между эпохой Московского царства и новым периодом, начавшимся с петровских реформ. Начавшись Смутой и ослаблением государственной власти, когда достигнутое с таким трудом единство страны оказалось разрушенным (нужно было освобождать Москву и снова начинать борьбу за возвращение Новгорода и Смоленска), XVII в. закончился тем, что Новгород, Смоленск, а также Киев вновь оказались в составе Российского государства. На востоке русские первопроходцы вышли к берегам Тихого океана, а на западе началась новая борьба за Балтику.
XVII в. называют "бунташным" веком в истории России. Юридическое оформление крепостного права, постоянный сбор чрезвычайных "пятинных", "стрелецких" денег на войска, "полоняничных" на выкуп русских из крымского плена (только в первой половине XVII в. на невольничьих рынках Стамбула было продано не менее 200 тыс. русских пленников), рост косвенных налогов на соль и др., выпуск медных денег при сборе налогов серебряными – все это создавало богатую почву для массовых народных выступлений. Основными политическими событиями этой бурной эпохи стали восстания под предводительством Хлопка Косолапа (1603–1604) и Ивана Исаевича Болотникова (1606–1607), крестьянская война под предводительством Степана Тимофеевича Разина (1670– 1671), волна городских восстаний в Москве и еще в 30 русских городах, известных как "соляные бунты" (1648–1650),
а также "медный бунт" в Москве (1662), борьба "староверцев" и "никониан" и восстание монахов Соловецкого монастыря (1668–1676), расцвет казачьей вольницы и стрелецкие бунты (1682, 1698). Весь XVII в. продолжалось переселение из центра на окраины, что осложняло экономическое развитие страны. Зарождение новых, буржуазных отношений шло параллельно с дальнейшим развитием феодальных.
Годы Смуты
В начале XVII в. Россия пережила тяжелый и сложный кризис – политический, хозяйственный, социальный и династический, получивший в истории название Смутного времени. Избрание на царство Бориса Годунова, человека "худородного" с точки зрения боярской знати, не устранило противоречий внутри правящих кругов и порождало недовольство и новые амбиции. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начато Смуту борьбой за власть в государстве. Лишь первые два года царствования Бориса Годунова были спокойными и благополучными. В 1601 г. в середине августа ударили морозы и выпал снег. Начался повсеместный голод (1601–1603).
Годунов организовал общественные работы с целью спасти людей, например, начал строительство верхнего яруса колокольни Ивана Великого, раздавал хлеб из казны, разрешил частичный уход крестьян от своих владельцев в поисках пропитания (1601–1602). При этом церковные иерархи придерживали запасы хлеба в ожидании повышения цен, а патриарх Иов ежедневно служил молебны и панихиды по умершим. Конечно, меры, принимаемые Годуновым, не могли изменить ситуации в стране, и все бедствия связывались с его именем.
Обстановка всеобщего недовольства Борисом Годуновым порождала благодатную почву для такого явления, как самозванство. Самозванство – одно из проявлений монархического сознания, которое служило оправданием для выступлений против правящего государя.
Начало Смуте положила авантюра Лжедмитрия I. Молодой галичский дворянин Юрий Богданович Отрепьев, постриженный в монахи под именем Григория, объявил себя законным московским государем – царевичем Дмитрием, чудом спасшимся в Угличе. В юности Отрепьев был близок ко двору, служа боярину Федору Никитичу Романову, родственнику Ивана Грозного. Угроза преследований за близость к ставшим опальными Романовым побудила его бежать в Речь Посполитую и искать поддержки в борьбе против Годунова у польских аристократов. Польский король Сигизмунд III со своей стороны использовал его для ослабления Бориса Годунова. В случае успеха авантюры к Речи Посполитой должны были отойти Смоленск и Северская земля, а невесте Лжедмитрия Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы Юрия Мнишека, – Новгород и Псков. Тайно приняв католичество, Лжедмитрий заручился поддержкой Папы Римского.
В 1604 г. Лжедмитрий предпринял поход на Москву через юго-западные районы, недовольные Годуновым. Судьба Лжедмитрия решилась под городом Кромы, где жило казачество и было много беглых крестьян – участников восстания Хлопка. В разгар боевых действий неожиданно скончался Борис Годунов, и царские войска перешли на сторону самозванца.
Сын Годунова, шестнадцатилетний Федор Борисович, не имел ни опыта, ни авторитета, чтобы удержать власть. Боярская оппозиция воспользовалась случаем, чтобы уничтожить ненавистную династию. Федор и его мать были тайно лишены жизни. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно вступил в Москву, был провозглашен царем, а позже венчался с Мариной Мнишек. Однако он не спешил выполнять данные полякам обещания. Кончилось все заговором во главе с боярином Шуйским: в мае 1606 г. против Лжедмитрия вспыхнуло восстание, сам он был убит в Кремле, а Марина Мнишек с окружением случайно уцелела и была отправлена в ссылку.
На престол вступил боярский царь Василий Иванович Шуйский (1606–1610). Чтобы привлечь Боярскую думу на свою сторону, он пошел навстречу притязаниям феодальной аристократии и дал "крестоцеловальную запись" с обещанием править вместе с Думой и сохранить привилегии боярства. Бывший глава следственной комиссии в Угличе, который клялся, что царевич Дмитрий закололся сам, затем признавший Лжедмитрия как законного царя, Шуйский теперь делал все для пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия. С самого начала он не пользовался широкой поддержкой, а знаменем оппозиции вновь стало имя царя Дмитрия Ивановича.
Летом 1606 г. выступления стали приобретать организованный характер под руководством Ивана Болотникова, выдававшего себя за воеводу царя Дмитрия. Восставшие представляли самые разные слои общества, имели различные социальные устремления, но были едины в неприятии Шуйского. Однако Шуйский сумел мобилизовать свои силы и добился поддержки бояр и дворян. В 1607 г. он издал "Уложение о крестьянах", вводившее 15-летний срок сыска беглых. Шуйскому удалось разгромить войска Болотникова под Москвой и окончательно расправиться с ним в Туле. Однако это не означало полной победы Шуйского и поражения оппозиции.
Новым центром притяжения оппозиционных сил стал очередной самозванец Лжедмитрий II (1607–1610), обосновавшийся в 17 км от Кремля в местечке Тушино, за что и получил прозвание Тушинского вора (слово "вор" означало тогда виновного в государственном преступлении). Вокруг него сгруппировались разбитые отряды Болотникова и все недовольные Шуйским. Поддержанный польской шляхтой как претендент на русский престол, он был признан в качестве "супруга" и Мариной Мнишек. Было совершено очередное венчание, на этот раз тайное, по католическому обряду. Постепенно власть Лжедмитрия II распространилась на значительную территорию. По сути, в стране установилось своеобразное двоевластие, при котором два года параллельно существовали две Боярские думы, две системы приказов и даже два патриарха.
Не в силах разрешить ситуацию каждый в свою пользу, противники обратились за помощью извне: Шуйский – к Швеции, в качестве платы за поддержку отказавшись от претензий на балтийское побережье, а "тушинский" лагерь – к полякам с приглашением на царство сына Сигизмунда III королевича Владислава. Именно обращение к Швеции послужило предлогом для открытого вмешательства польского короля, который вторгся в пределы России и осенью 1609 г. осадил Смоленск, официально называя причиной свое стремление прекратить в России смуту. Это означало открытую военную интервенцию. В таких условиях дни и Шуйского, и Лжедмитрия II были сочтены – обе одиозные фигуры отыграли свои политические роли. Лжедмитрий был изгнан и убит в Калуге. Летом 1610 г. в Москве произошел переворот, в результате которого Шуйский был свергнут, и до выборов царя власть перешла к правительству, состоявшему из семи бояр во главе с Ф. И. Мстиславским – так называемой "семибоярщине" (1610–1613).
Швеция воспользовалась свержением Шуйского для оккупации почти всего северо-запада России. Однако правление бояр не могло быть устойчивым в условиях всеобщей смуты, поэтому "семибоярщина" решила избрать на русский престол королевича Владислава и пустила польский гарнизон в Кремль. С одной стороны, авторы соглашения с поляками в переговорах стремились сохранить основы русского уклада жизни – православие, сословное устройство, прежний административный порядок. С другой – договор был шагом к утверждению прав родовой аристократии по польскому образцу, с самым широким спектром политических полномочий. Однако Сигизмунд III отказывался отпустить Владислава в Москву и категорически отвергал саму возможность его перехода в православие. Сигизмунд сам намеревался занять московский престол, но пока не открывал своих планов. После почти двухлетней осады, летом 1611 г., его войска заняли Смоленск, Новгород же был в руках шведов. В память о героической обороне Смоленска много позже в центре города возвели великолепный Успенский собор.
В эти трагические дни польской и шведской оккупации православная церковь возглавила освободительное движение под лозунгом защиты православия и национальной независимости, государственности. Еще после появления Лжедмитрия II патриарх Гермоген рассылал по русским городам грамоты, изобличавшие самозванца. В стране созрела идея всенародного ополчения, создание которого благословил патриарх, продолжавший писать обращения к жителям русских городов с призывами освободить Москву (в конце концов поляки заточили непокорного Гермогена в подвал Чудова монастыря и уморили голодом). Руководителями первого ополчения стали казачий атаман И. Заруцкий, рязанский воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой. Однако оно вскоре распалось. Второе ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и староста нижегородского посада Козьма Минин, создав в Ярославле Совет Всея Земли, который стал временной верховной властью в стране. В октябре 1612 г. второе ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило Москву от поляков. В память об этом событии на средства Пожарского на Красной площади был возведен храм в честь иконы Казанской Богоматери. Благодарная Россия впоследствии посвятила руководителям ополчения первый гражданский памятник в Москве в центре Красной площади (1818 г., скульптор И. П. Мартос).