Лекция 32. ИСПРАВЛЕНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Проблема социальных отклонений исключительно важная и сложная. Она требует, с одной стороны, профилактической деятельности, с другой – исправления и перевоспитания (преодоления ее последствий). Непосредственно исправлением и перевоспитанием с разными группами людей по возрасту и полузанимаются в различных условиях: повседневных (семьи, школы), специальных воспитательных и исправительных учреждений.
В результате изучения главы 32 студент должен:
знать
• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ исправления и перевоспитания;
• исправительно-воспитательный процесс;
• основные направления, средства, методы и формы перевоспитания;
• особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных;
уметь
• анализировать исправительно-воспитательный процесс;
• определять основные направления, средства, методы и формы перевоспитания;
владеть
• способами организации исправления и перевоспитания.
Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ исправления и перевоспитания
Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогики уходят в далекое прошлое. В 1841 г. А. Я. Гердт в первой в России колонии для несовершеннолетних правонарушителей, открытой в Санкт-Петербурге, выдвинул идеи трудового перевоспитания, уважения к личности человека, самоуправления, сотрудничества педагогов и воспитанников. В 1871 г. профессор Московского университета Иван Яковлевич Фойницкий (1847–1913) в первом курсе тюрьмоведения отразил вопросы обращения сотрудников исправительных учреждений с преступниками, а также охарактеризовал нравственно-религиозные средства и методы воздействия на заключенных.
В 1923 г. профессор психоневрологического института Сергей Викторович Познышев (1870–1942) в монографии "Основы пенитенциарной науки" дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников и раскрыл понятия юридического и нравственного исправления, воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания заключенных.
Исправительная (пенитенциарная) педагогика сложилась как самостоятельная отрасль знаний в начале 1960-х гг. Это было связано с существенными изменениями происшедшими в этот период в исправительно-трудовой практике.
Для того чтобы представить исправительную (пенитенциарную) педагогику как специфическую отрасль педагогических знаний, необходимо выделить в ней не только сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ, но и объект, предмет, основные задачи, категории, принципы, формы и методы реализации.
Лица, нарушившие установленные законом нормы и правила, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но и возвращение в общество социально здорового человека. Перед специальными пенитенциарными учреждениями стоит необходимость обеспечить не только наказания, но и исправление (перевоспитание) осужденных в условиях места заключения.
Пенитенциарное учреждение представляет специальное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовнонаказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Отрасль педагогики, занимающаяся проблемами воспитательной деятельности в условиях мест отбывания наказаниях осужденными, получила название пенитенциарной (исправительной) педагогики. Это – педагогика, изучающая возможности исправления нравственной деформации личности осужденного и осуществления воспитательное воздействие на лиц с целью их перевоспитания (исправления) в условиях отбывания уголовных наказаний (особенно лишения свободы). В сущности она представляет теорию и практику исправительной и перевоспитательной деятельности воспитателей, администрации, а также самих осужденных в процессе отбывания наказания.
В специальной литературе встречается понятие "исправительно-трудовая педагогика". Под ней понимают отрасль педагогической науки, изучающую организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанным, так и не связанным с лишением свободы[2]. Исправительно-трудовая педагогика – аналог исправительной (пенитенциарной) педагогики.
Объектом исправительной (пенитенциарной) педагогики является система исправления (перевоспитания) в условиях пенитенциарных учреждений, предметом – педагогическая деятельность воспитателей и администрации, а также самих воспитуемых по реализации задач исправления (перевоспитания).
Основными задачами пенитенциарной педагогики являются:
– исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;
– выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных;
– исследование процесса перевоспитания, его содержания, средств, форм и методов воздействия в условиях пенитенциарного учреждения;
– прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказания;
– исследование социально-педагогического назначения уголовного наказания как метода воздействия на личность осужденного;
– определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм для практического применения;
– исследование действенности исправительной и пере- воспитательной деятельности пенитенциарных учреждений;
– разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения, проблемы предупреждения рецидива;
– изучение отечественного и зарубежного опыта и возможности его применения.
Можно выделить ряд основных для пенитенциарной педагогики категории.
Карательно-воспитательный процесс – это процесс в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающий исправление, перевоспитание осужденного.
Исправительно-воспитательный процесс – это целенаправленный воспитательный процесс с детьми и подростками в условиях специального образовательного учреждения, направленного на их исправление, перевоспитание.
Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении – это процесс обучения и воспитания (перевоспитания, исправления) осужденных детей и подростков в специальных образовательных учреждениях. Он направлен на то, чтобы предоставить осужденному возможность получить общее среднее (полное) и начальное профессиональное образование и одновременно добиться его перевоспитания.
Исправительно-трудовое воздействие – это использование возможностей организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.
Исправление – это улучшение, изменение, улучшающее чего-нибудь. В воспитании оно предполагает устранение у человека определенных нравственно-правовых отклонений под воздействием среды и возвращение его к социальной норме под влиянием целенаправленной системы внешних воздействий и как результат перевоспитания. По своей сущности – это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на то, чтобы сделать человека лучше, помочь ему избавиться от каких-либо недостатков, отрицательных привычек, пороков.
Исправление может рассматриваться:
– как процесс – это собственно целенаправленная деятельность, направленная на преодоление сформировавшихся социальных отклонений;
– проявление – положительные изменения в поведении человека, свидетельствующие о преодолении социальных отклонений;
– результат – оценка (констатация) исправления в социальном поведении человека.
Перевоспитание – это воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и черт характера, компенсирующих недостатки личности, изменение каких-то привычек, норм и правил поведения, общения.
Выделяют основные функции перевоспитания (направленно-содержательные направления):
– восстановительную – направленную на создание условий, в которых личность могла бы проявить себя с положительной стороны;
– компенсирующая – позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отдельных видах деятельности достижениям в других;
– стимулирующая – активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные;
– исправительная – помогает раскрыться потенциалам личности и включить воспитанника в работу по самовоспитанию.
Исправление представляет особый процесс, позволяющий характеризовать его компоненты и определять перспективы достижения результата.