Исправление ошибочных записей в первичных документах

Согласно Порядку ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенному порядку ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденному Банком России 11.03.2014 № 3210-У (далее – Порядок ведения кассовых операций), Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П, внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. При обнаружении в них ошибок документы не принимаются к исполнению и должны быть составлены заново.

В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. В бухгалтерской практике используются три способа исправления ошибок: корректурный, способ дополнительной бухгалтерской записи, способ "красное сторно". Способ "красное сторно" означает, что записанные таким образом данные при подсчете учитываются со знаком "минус". Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в следующем порядке.

1. При обнаружении не требующей изменения в Журналах операций ошибки за данный отчетный период до момента представления бухгалтерской отчетности:

– зачеркиваются тонкой чертой внесенные в документ неверные сведения;

– рядом с зачеркнутой записью пишется верная запись;

– рядом или на полях делается запись "Исправлено на...";

– лицо, внесшее исправления, подписывается под записью "Исправлено на..." и ставит дату исправления;

– рядом или на полях делается запись за подписью главного бухгалтера "Исправлено".

2. При обнаружении требующей изменения в Журналах операций ошибки за данный отчетный период до момента представления бухгалтерской отчетности – в последний день отчетного периода исправление оформляется по способу "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью.

3. При обнаружении ошибки за отчетный период, по которому уже представлена в установленном порядке бухгалтерская отчетность, исправление оформляется но способу "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, включая способ "красное сторно", оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого Журнала операций, документа, а также обоснование внесения исправлений.

Пример

Исправление ошибок в первичном учетном документе.

Кладовщик при оформлении ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) за 18 февраля 2014 г. в графе "Итого" неверно указал количество выданных пачек офисной бумаги – вместо "13" написал "15".

Для исправления допущенной ошибки кладовщик должен зачеркнуть запись "15" и написать над зачеркнутым правильный текст "13". Затем на полях против соответствующей строки "Исправлено на тринадцать", указать должность, фамилию и проставить дату исправления, главный бухгалтер также должен за своей подписью сделать надпись "Исправлено".

Регистры бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета позволяет путем организации сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций собрать, зарегистрировать и обобщить информацию об имуществе, обязательствах организации и их движении в денежном выражении. Согласно ст. 10 Закона о бухгалтерском учете для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предназначены регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах, карточках и т.п.

Структура регистров бухгалтерского учета состоит из трех частей:

1) заголовочной, позволяющей идентифицировать форму регистра;

2) содержательной, где систематизируется и накапливается информация из принятых к учету первичных документов;

3) оформляющей, придающей документу юридическую силу.

Приказом Минфина России № 173н утверждены формы регистров бюджетного учета и порядок их ведения для федеральных бюджетных учреждений. Для бюджетных учреждений, финансируемых за счет региональных и местных бюджетов, формы регистров бухгалтерского учета, правила их ведения разрабатываются и утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета (соответствующим финансовым органом). Это позволяет учитывать специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Для обеспечения хранения информации в условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета необходимо формировать на бумажных носителях регистры учета с периодичностью, установленной приказом об учетной политике организации, но не реже периодичности представления бухгалтерской отчетности. Для обеспечения хранения информации в условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета рекомендуемая периодичность формирования на бумажных носителях регистров бухгалтерского учета приведена в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Периодичность формирования регистров бухгалтерского учета

№ п/п

Кол формы

Наименование регистра бухгалтерского учета

Периодичность

1

0504031

Инвентарная карточка учета ОС

Ежегодно

2

0504032

Инвентарная карточка группового учета ОС

3

0504033

Опись инвентарных карточек по учету основных средств

4

0504034

Инвентарный список нефинансовых активов

5

0504035

Оборотная ведомость по нефинансовым активам

6

0504036

Оборотная ведомость

Ежемесячно

7

0504037

Накопительная ведомость по приходу продуктов питания

8

0504038

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания

9

0504039

Книга учета животных

Ежегодно

10

0504041

Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей

Ежегодно

11

0504042

Книга учета материальных ценностей

По мере осуществления факта хозяйственной жизни

12

0504043

Карточка учета материальных ценностей

Ежегодно

13

0504044

Книга регистрации боя посуды

По мере осуществления факта хозяйственной жизни

14

0504045

Книга учета бланков строгой отчетности

15

0504046

Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий

16

0504047

Реестр депонированных сумм

Ежемесячно

17

0504048

Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий

18

0504049

Авансовый отчет

По мере необходимости формирования регистра

19

0504051

Карточка учета средств и расчетов

Ежегодно

20

0504052

Реестр карточек

21

0504053

Реестр сдачи документов

По мерс необходимости формирования регистра

22

0504054

Многографная карточка

Ежегодно

23

0504071

Журнал операций

Ежемесячно

24

0504072

Главная книга

Ежегодно

25

0504082

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

При проведении инвентаризации

26

0504086

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

27

0504087

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

28

0504088

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

29

0504089

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

30

0504091

Инвентаризационная опись расчетов по доходам

31

0504092

Ведомость расхождений но результатам инвентаризации

Кроме того, указанные регистры учета формируются на бумажном носителе по требованию проверяющих органов независимо от установленного в учреждении срока.