Использование внутренних состояний человека для его обмана
Внутренние состояния человека, такие как его мотивы, эмоции, чувства, помогают управлять его поведением. К сожалению, хорошее знание психологии помогает не только в созидании и движении вперед, но и разного рода мошенникам. Они хорошо изучили человеческую природу и знают, как пользоваться этими знаниями на практике. Бывает, люди рады обмануться. Давайте разберем, как использование внутренних состояний человека способствует его обману
Использование повышенной мотивации
Мотивы и потребности человека – это основа, база всего его поведения. Хорошо понимая, что именно нужно данному человеку, можно это знание использовать. В физиологии высшей нервной деятельности есть понятие доминанты. Это стойкий очаг возбуждения, который, возникнув в коре больших полушарий, в дальнейшем как бы притягивает к себе другие раздражители. В психологии существует понятие потребностей, т.е. состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает для нормального существования и развития. Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Для успешного обмана нужно учитывать желания человека, которого хотят обмануть. Если определить, чего больше всего он хочет, и преподнести ему обман как исполнение его желаний – он обязательно "купится". А можно такую сильную потребность в чем-то создать искусственно и уже таким обходным путем добиться желаемой цели.
А. Маслоу описал основные человеческие потребности.
1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и др.
2. Потребность в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.
3. Потребность в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.
4. Потребность в уважении (почитании): компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.
5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Вот те ключи, которые откроют любые двери. Это кнопочки, на которые нажимают, желая нас обмануть.
Использование состояний любви и ревности
Любовь и ревность ходят по жизни рядом, бок о бок. Влюбленный человек смотрит на мир, а особенно на предмет своей любви, через "розовые очки", сквозь призму своего чувства. Страсть же, как и любая другая сильная эмоция, вообще лишает человека способности мыслить логически. Как пишет Ю. Щербатых, возникающее у мужчин чувство влюбленности, в сочетании с чувством жалости или желанием проявить себя настоящим мужчиной, часто используют для оказания давления на любвеобильных "джентльменов". За любовью, как правило, следует ревность, вызывающая еще более сильные эмоции. Подчас она так сильно захватывает человека, что доводам рассудка уже трудно бывает достучаться до разума, что и используют в своих целях непорядочные люди.
Использование благородных мотивов
У человека для любого поступка зачастую бывают два мотива: один – настоящий, другой – который красиво выглядит. В глубине души мы прекрасно знаем подлинный мотив, но далеко не всегда горим желанием говорить о нем открыто. И здесь расчет мошенников прост: они предлагают совершить поступок, который удовлетворяет тайные желания, но одет в изысканные одежды поступка благородного. Например, попросить мужчину помочь открыть дверь квартиры красивой женщине, когда она забыла дома ключи, а муж сейчас в командировке. Потом жертву находят с кляпом во рту владельцы ограбленной квартиры. И никуда не деться: дверь-то ломал он. Ловеласы, будьте бдительны!
Использование сильных эмоций
Иногда, чтобы обмануть человека, его нужно как следует разозлить. Когда человеком завладели сильные эмоции, он перестает соображать. Куда-то девается логика, и все действия становятся иррациональными, не характерными для этого человека в спокойном состоянии. Другая сильная эмоция – страх. Именно страх зачастую позволяет как угодно манипулировать человеком. Способность к разумным действиям исчезает. Поступками испуганного человека легко управлять. Возбуждение подозрений при помощи косвенных намеков также является испытанным и старым способом обмана. Полунамеками, по капле впускаются в сознание жертвы сомнения. Особенно если это делается вроде бы случайно. Опять вспоминаем Яго, который шаг за шагом шел к намеченной цели.
Использование индивидуальных особенностей
У каждого человека существует свой собственный "золотой ключик", который позволяет проникнуть к нему в душу и воздействовать на его мысли и поступки. Бальтасар Грасиан писал:
"К каждому нужно подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У каждого – своя страстишка – они разные, ибо различны природные склонности. Все люди – идолопоклонники: кумир одних – почести, других – корысть, а большинства – наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: нс всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку – победа над своевольной натурой тогда обеспечена".
Основной набор таких ключей: жадность, глупость, страх, преклонение перед всем значительным, неординарным, гордость, тщеславие, честолюбие. Так, заметив, что слабым местом в характере потенциальной жертвы является гордость, ей начинают подыгрывать. Такой человек чутко реагирует на похвалу и злится, если его не замечают. Манипулируя лестью и пренебрежением, можно очень многого добиться.
Использование жадности
Обман, построенный на жадности, применялся еще в древности. Жадность зачастую служит тем ключиком, па который ловятся люди, желающие мгновенно разбогатеть. "На жадного не нужен нож, ему покажешь медный грош, и делай с ним что хоть", – пела лиса Алиса в фильме "Новые приключения Буратино".
Но, господа, не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.