Лекция V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ В УПРАВЛЕНИИ
В настоящее время стало очевидным, что социальное реформирование – это сложный, противоречивый процесс, в котором происходит борьба нового со старым, прогрессивного с реакционным. Уметь своевременно обнаружить противоречия в ходе решения задач по проведению радикальной экономической реформы и ликвидации командно-административной системы управления страной – одна из коренных задач российского общества и особенно для представителей общественных наук. Взаимосвязь механизмов действия общественных законов и их использования в процессе преобразований, соотношение между объективными законами и деятельностью людей составляет существенную проблему взаимосвязи социологии и управления.
Лекция 20. УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
В обновлении российского общества важно создать условия экономического, гуманитарного (человеческого), политического и идеологического порядка для лучшего познания и использования общественных законов. И, прежде всего, таких, как законы стоимости, пропорционального развития экономики, расширенного воспроизводства, взаимосвязи развития производственных отношений и производительных сил, экономики и политики, общественного бытия и общественного сознания и др. По словам Ф. Бэкона, "знание – сила", и потому нам надо шире опираться на эту силу при организации массового творчества населения. Определение закона как повторяющегося воздействия содержания на форму деятельности было дано выше (параграф 5.2). Какими бывают законы и каково их место в социологии управления?
Механизм сознательного использования социальных законов
Поскольку мир многообразен, постольку многообразны и его законы.
Прежде всего, законы бывают природными и общественными. Очевидно, что законы природы описывают управление естественно-техническими зависимостями, а закон общества регулируют или управляют взаимодействием людей. Уже говорилось, что социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью.
В социологии управления объективные законы – это управленческие программы взаимодействующих человеческих общностей. Именно поэтому они "управляют" социальными процессами, обусловливают их развитие в определенных направлениях. Социальные законы являются устойчивыми регуляторами взаимоотношений социальных общностей во всех сферах деятельности людей. Они имеют место не только в материальной, но в равной мере и в духовной деятельности (например, мы говорим о законах абстрактного мышления, творчестве по законам красоты и т.д.).
Все социальные законы, в конечном счете, можно разделить па две большие группы – специфические и общие (общесоциологические). Специфическими законами называются тс, которые проявляются лишь в отдельной формации, носят частный характер. Знание специфических законов позволяет наиболее полно и глубоко раскрыть суть социальных процессов и событий в тот или иной период исторического развития, понять качественное отличие одной общественной формации от другой.
Общие законы – это те, которые действуют во всех или нескольких формациях. Они указывают на необходимую связь между формациями и закономерность перехода от одной формации к другой, более высокой. Последовательная смена общественно-экономических формаций предстает в связи с этим как единство прерывного и непрерывного в развитии. Если специфическими законами общественные формации отделены одна от другой, то общесоциологическими они соединены в единый процесс мировой истории.
В социальном развитии общие и специфические законы выступают как диалектические противоположности. Они не существуют одно без другого, взаимно обусловливают и взаимно проникают друг в друга. Специфические законы не могут сформироваться вне и независимо от общих законов, а общие законы детерминируются специфическими законами и фактически существуют только в них. Общесоциологические законы действуют не иначе, как преломляясь через конкретные условия определенной формации, исторической эпохи или даже страны.
Например, общий закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил в различных общественно-экономических формациях проявляется в различных видах. Так, при капитализме он выступает в виде противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Но на смену приходит также исторически ограниченная форма присвоения по труду в условиях социализма. Стало быть, специфическим видом проявления закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, судя по всему, является противоречие между общественным характером производства и индивидуально-семейной формой присвоения по труду.
Находясь в органической взаимосвязи общие и специфические законы зависят друг от друга. Но эта зависимость неравнозначна. Определяющую роль во взаимоотношениях общих и специфических законов играют общие законы. Специфические законы формируются не произвольно, а под непосредственным влиянием общих законов, иод их определяющим давлением. Своеобразие общих законов обусловливает своеобразие специфических форм их проявления.
Как соотносятся между собой социальные законы и целенаправленная деятельность людей или, что то же самое, механизм действия законов и механизм их сознательного использования? Нередко эти два механизма отождествляются. Например, А. И. Пашков по поводу экономических законов пишет: "Действие экономических законов и использование их – один и тот же процесс...". По его мнению, "познание закона, выяснение его требований образует составную часть объективного механизма его действия, который одновременно является также механизмом использования закона"[1].
Конечно, социальные законы, как устойчивые управленческие программы, являются необходимым элементом деятельности целостных групп людей (классов, государств, производственных коллективов и т.д.). Вне и независимо от этой деятельности их существование невозможно. Причем в состав социальной деятельности (как духовной, так и материальной) обязательно входит сознание, а следовательно, и познание. Однако это единство механизма действия социальных законов и механизма их сознательного использования нельзя истолковывать как тождество этих механизмов. Различие между ними станет очевидным, если рассмотреть два очень важных вопроса: об объективности социальных законов и о соотношении стихийности и сознательности (плановости) в деятельности людей.
Какие социальные законы имеют объективный характер? В литературе, как правило, объективными называют те законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей. Однако в отношении общественных законов подобные утверждения не вполне корректны, поскольку в них не уточняется – о воле и сознании каких людей идет речь. В действительности объективный характер социальных законов связан, во-первых, с тем, что они действуют независимо от воли и сознания не людей вообще, а лишь социальных субъектов. И, во-вторых, они свойственны объектам, т.е. являются законами их формирования и развития. Тот же факт, что данные объекты включают в свой состав сознание или обходятся без него, не имеет ровно никакого значения. Именно объекты очерчивают границу, которая и обусловливает, прежде всего, объективность тех или иных законов.
Например, в процессе обмена товаров (торговли) субъектом выступают продавцы, а объектом – покупатели. Понятно, что в данном случае для продавцов объективный характер имеют законы поведения покупателей. Если же взять сферу духовной деятельности, например, систему образования, где субъектом выступают учителя, а объектом – ученики, то, естественно, для учителей объективный характер имеют духовные законы функционирования этой ученической массы.
Следовательно, свойство объективности каких-либо законов устанавливается только в отношении вполне определенных субъектов. В мире нет законов, которые бы во всех случаях имели объективный характер. Законы поведения покупателей или учеников объективны лишь в том случае, если эти социальные общности выступают объектами деятельности соответствующих субъектов, а именно, в первом случае – продавцов, во втором – учителей. Если же субъектом выступает в целом все общество во взаимодействии с природой, то объективный характер имеют уже законы природы. Если же брать процесс познания, то здесь объективный характер имеют законы развития, во-первых, природы, а во- вторых, всех тех социальных общностей, которые познаются данным субъектом. Поэтому все социальные субъекты для того, чтобы действовать с большей надеждой на успех, должны изучать законы функционирования своих объектов (т.е. объективные законы) и учитывать их во всей деятельности (например, поведение покупателей должна изучать экономика торговли, поведение учеников – педагогика и т.д.).
Механизм сознательного использования объективных социальных законов предполагает изучение механизма их действия. На основе полученных знаний люди вырабатывают определенные социальные нормы (правовые, моральные и др.), с помощью которых и регулируют свою деятельность.
Социальное познание и социальное нормирование образуют основу механизма сознательного использования объективных социальных законов. Этот механизм постоянно стремится к тому, чтобы как можно полнее учесть, отразить требования объективных социальных законов (в которых сосредоточены интересы социальных общностей – объектов), но, видимо, никогда не достигает в этом абсолютной адекватности. Субъективный механизм использования социальных законов, как правило, отличается от объективного механизма их действия именно своей недостаточной адекватностью.
Для того чтобы достичь оптимальной адекватности субъективного механизма использования объективных социальных законов, надо всемерно совершенствовать социальное познание и социальное нормирование. А это есть не что иное, как процесс управленческой деятельности социальных субъектов. В результате механизм действия объективных социальных законов выступает как объективная сторона социального управления. Этот механизм формируется как самоуправление социальных объектов и, в основном, независим от воли и сознания познающих его социальных субъектов. Тогда как механизм использования данных объективных законов образует субъективную сторону социального управления. И в целом социальное управление осуществляется тем успешнее, чем больше его субъективная сторона соответствует объективной. Степень приближения субъективной стороны социального управления к объективной получила отражение в таких двух видах, как стихийное и сознательное управление.
Будучи механизмом упорядочения, социальное управление формирует определенную модель деятельности той или иной социальной общности. Его основная задача сводится, в конечном счете, к выработке таких норм деятельности, с помощью которых люди могут успешно преобразовывать мир в соответствии со своими интересами.
Следовательно, использование законов общественного развития осуществляется главным образом через влияние людей на условиях их действия. Зная условия действия данного закона, люди имеют возможность влиять на эти условия и добиваться желательных для себя результатов. Нельзя отождествлять или противопоставлять механизм действия и механизм использования законов, они всегда находятся в единстве. При этом сфера использования общественных законов, как правило, значительно уже сферы их действия.
Единство объективных механизмов действия социальных законов и субъективных механизмов их сознательного использования, как уже было показано, нс означает автоматической зависимости между ними. Механизмы использования социальных законов могут не совпадать, а нередко и весьма значительно отклоняться от механизмов действия социальных законов. Почему это возможно? Одной из наиболее доступных для понимания причин такого несовпадения (и об этом уже говорилось) является недостаточное знание (или отсутствие всякого знания) социальными субъектами законов (управленческих программ) деятельности своих объектов. Однако подобное объяснение позволяет подойти к истине лишь в первом приближении. Более сложной для исследования и для понимания является другая причина, когда под искаженные представления людей о действительности подгоняется их реальная жизнь. В этом случае превратные политико-идеологические воззрения оказывают значительное воздействие на формирование превратной экономической деятельности.
Анализируя подобную ситуацию Ф. Энгельса в письме к К. Шмидту 27 октября 1890 г. указывал, "что это извращение, представляющее собой, пока оно еще не раскрыто, то, что мы называем идеологическим воззрением, в свою очередь, оказывает обратное действие на экономический базис и может его в известных пределах модифицировать, – это мне кажется само собой разумеющимся"[2]. Одной из таких превратных форм воздействия субъективного механизма использования социальных законов на объективных механизм их действия является бюрократизм.