Использование SCOR-модели для целей контроллинга и аудита цепей поставок
Без адекватной системы показателей невозможно говорить о качественном управлении бизнес-процессами в цепях поставок. В то же время эта тема пока в недостаточной степени разработана и на научном уровне, и практикующими консультантами. Разработчики программного обеспечения и бизнес-приложений предпринимают пока только первые шаги создания модулей автоматизированного сбора данных и контроля для информационной поддержки контроллинга и формирования системы показателей оценки эффективности цепей поставок. Поэтому в реальной практике компаниям пока приходится либо применять методики общего управленческого учета (такие как ССП или функционально-стоимостной анализ), либо ориентироваться на ряд специально разработанных моделей контроллинга цепей поставок. Наиболее зрелым и проработанным продуктом такого рода является SCOR-модель.
Описывая цепи поставок путем комбинации готовых составляющих процессов (более 200), модель может быть использована для описания как самых простых цепей поставок, так и сложных комплексных сетевых структур, применяя стандартный набор определений и функциональностей. В результате несопоставимые отрасли бизнеса и отдельные компании могут быть легко интегрированы в описание структуры цепей поставок практически любой сложности. Модель позволяет создать основу для планирования, контроллинга и совершенствования цепей поставок как в рамках глобальных проектов, так и для специфических целей конкретной компании. В контексте разработки системы контроллинга использование SCOR-модели может решить следующие задачи (рис. 4.16):
• моделирование бизнес-процессов, идентификация основных категорий процессов и связей между ними;
• определение набора KPI стратегического (и частично тактического) уровня;
• установка целевых значений KPI стратегического уровня на основе бенчмаркинга;
• анализ узких мест в цепи поставок;
• определение направлений реижиниринга на основе анализа лучших практик процессов;
• оценка перспектив внедрения передовых технологий и концепций (их влияния на показатели результативности процессов цепи поставок).
Процессная структура SCOR-модели, особенности ее методологии, а также примеры использования для аудита бизнес- процессов в цепях поставок представлены в работах [19,26, 37, 64, 71, 76, 80, 89,120,121].
В разрезе задач контроллинга цепей поставок остановимся подробнее на структуре и характеристике показателей эффективности, входящих в состав SCOR-модели. Как показано в гл. 2, показатели оценки функционирования цепи поставок в SCOR условно разделяются на две группы.
1. Показатели функционирования цепи (performance attributes') – сгруппированные метрики, используемые для установки направлений стратегии цепи поставок. Сами по себе показатели деятельности не могут быть измерены, с их помо-
Рис. 4.16. Этапы разработки системы контроллинга цепей поставок с использованием SCOR-модели
щью лишь задают направление стратегии. Показатели функционирования условно делятся на две категории: внешние (ориентированные на клиента) и внутренние (ориентированные на бизнес-процессы фокусной компании).
2. Метрики (metrics). Метрики (система измеряемых показателей) предназначены для оценки возможности достижения стратегических решений, обозначенных в терминах показателей функционирования цепи. Это установленный стандарт для оценки деятельности или процесса. Метрики SCOR используются в целях диагностики проблем цепи поставок. Модель SCOR выделяет три уровня метрик (групп показателей).
Уровень 1 содержит показатели, диагностирующие общее состояние цепи поставок. Также известны как стратегические метрики или группы KPI. Сравнительный анализ данных показателей первого уровня помогает в постановке реальных целей и задач для выбранного стратегического направления цепи поставок.
Уровень 2 включает показатели, которые в свою очередь являются диагностирующими для метрик первого уровня и помогают выявить причины отклонения фактических KPI от запланированных значений.
Уровень 3 содержит показатели, которые соответственно служат для диагностики причин отклонений метрик второго уровня.
Все метрики с первого по третий уровень SCOR-модели имеют иерархическую структуру и отражают состояние процессов соответствующего уровня декомпозиции. Декомпозиция помогает выделить факторы, обусловившие отклонения показателей от плановых значений, которые в дальнейшем подлежат более тщательному исследованию (рис. 4.17).
В качестве своеобразного "скелета" показателей контроллинга эффективности ключевых бизнес-процессов в цепи поставок SCOR-комитет SCC в свое время предложил показатели функционирования первого уровня модели[1], т.е. измерители высокого ранга, которые могут обобщать ряд логистических процессов (табл. 4.7).
Указанные в табл. 4.7 измерители и система базовых KPI характеризуют внешнюю (направленную на потребителя, атрибуты 1, 2) и внутреннюю (связанную с активами, атрибуты 3–5) эффективность бизнес-процессов в цепи поставок. Метрики
Рис. 4.17. Взаимосвязь системы KPI в SCOR-модели с направлениями аудита цепей поставок
Таблица 4.7. Параметры функционирования цепи поставок и показатели первого уровня SCOR-модели
Атрибуты функционирования логистики |
Определение атрибутов функционирования |
Показатели KPI (основные) |
|
1. Надежность доставки в цепи поставок |
Функционирование цепи поставок при доставке: правильный продукт – в нужное место – в заданное время – в требуемом состоянии и упаковке – заданного качества и количества – с правильно оформленными документами нужному потребителю |
Выполнение графиков доставки. Коэффициент удовлетворенности клиентов. Удовлетворение клиента с позиций "совершенного заказа" |
|
2. Быстрота реакции цепи поставок |
Скорость, с которой логистика доставляет товары потребителям |
Время исполнения заказа. Длительности отдельных логистических циклов |
|
3. Производительность/ресурсоотдача логистической инфраструктуры |
Способность элементов транспортной, складской и информационной инфраструктуры логистики обеспечивать потребности клиентов и конкурентные преимущества |
Производительность складского подъемнотранспортного и технологического оборудования. Производительность транспортных средств. Производительность/ пропускная способность информационной системы |
|
4. Затраты в цепи поставок |
Затраты, связанные с логистическими операциями в цепи поставок |
Общие затраты в объеме продаж товаров. Общие затраты на управление цепью поставок. Ресурсоотдача с позиций добавленной стоимости. Затраты на управление возвратами/отходами |
|
5. Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок |
Эффективность логистики в управлении активами для удовлетворения спроса. Включает управление всеми активами: основным капиталом (вложенным в логистическую инфраструктуру) и оборотным капиталом |
Время цикла оборота денежных средств. Запасы, в днях поставки. Количество оборотов активов |
|
оценивания деятельности в цепи поставок должны быть разработаны таким образом, чтобы они учитывали влияние выполняемых процессов на операционные расходы, оборотный капитал и долгосрочные активы цепи поставок. Если этого не сделать, то эффективность деятельности цепи поставок подвергается риску недооценки как со стороны руководства фокусной компании цепи, так и со стороны внешних потребителей.
В целях позиционирования цепи поставок в конкурентной бизнес-среде и осуществления стратегического контроллинга ключевых бизнес-процессов SCOR-комитетом Совета по цепям поставок была разработана стратегическая карта "разрывов" KPI – SCOR-карта, пример которой приведен в табл. 4.8. В таблице представлены базовые KPI 1-го уровня SCOR-модели гипотетической цепи поставок. Все показатели разделены на две большие группы:
1) ориентированные на клиента KPI (метрики: надежность цепи поставок, реакция и гибкость);
2) ориентированные на использование внутренних ресурсов цепи поставок (метрики: затраты и активы) – составляют основу стратегической карты.
В качестве примера в графе "факт" стратегической карты приведены текущие значения соответствующих KPI анализируемой цепи поставок [50].
Таблица 4.8. Стратегическая карта "разрывов" KPI (пример)
SCOR-карта цепи поставок |
Платформа бенчмаркинга |
Ценность от улучшения |
|||||
Обзор метрик |
KPI 1-го уровня |
Факт |
конкуренты |
ср. отрасли |
лидер |
||
Внешние |
Надежность цепи поставок |
Выполнение до согласованной даты |
70% |
85% |
90% |
95% |
3,0 млн долл. |
Коэффициент удовлетворенности |
83% |
94% |
96% |
98% |
|||
Процент совершенных заказов |
90% |
||||||
Реакция |
Время выполнения заказа |
1,4 млн долл. |
|||||
Гибкость |
Время реакции в цепи поставок |
13 дней |
Улучшение использования активов |
||||
Гибкость производства |
45 дней |
30 дней |
25 дней |
20 дней |
|||
Внутренние |
Затраты |
Общие затраты на SCM |
3% |
1,9 млн долл. |
|||
Затраты на управление возвратными потоками |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
||
Ресурсоотдача добавленной стоимости |
Нет |
156 тыс. долл. |
306 тыс. долл. |
460 тыс. долл. |
Нет |
||
Активы |
Запасы в днях поставок |
119 дней |
55 дней |
38 дней |
22 дня |
Нет |
|
Время оборота наличности |
4,4 млн долл. |
||||||
Количество оборотов активов |
2,2 |
8 |
12 |
19 |
Целью стратегического контроллинга эффективности бизнес-процессов в цепи поставок является бенчмаркинг – сравнение текущих значений KPI с показателями конкурентного окружения, среднеотраслевыми данными или показателями лидеров в отрасли (значения приведены в соответствующих графах "платформы бенчмаркинга" в табл. 4.8). По результатам сравнения определяются "разрывы" KPI, которые служат основой принятия стратегических решений по улучшению деятельности в цепи поставок.
В результате проведения бенчмаркинга и стратегического SC-планирования топ-менеджментом SCM-департамента фокусной компании рассматриваемого примера цепи поставок было приято решение о вводе новых целевых долгосрочных (на 3 года) стандартов (плановых значений) следующих основных KPI:
• процент "совершенных" заказов довести до уровня 85%;
• среднее время выполнения заказов клиентов сократить с 15 до 3 дней;
• время реакции в цепи поставок сократить с 97 до 55 дней;
• общие затраты на операции в цепи поставок уменьшить с 19 до 8% по отношению к объему продаж;
• время оборота наличных денег сократить с 96 до 28 дней.
Для каждого варианта новых целевых значений основных KPI были разработаны бизнес-кейсы, которые показали высокую отдачу и приращение доходности (см. графу "ценность от улучшения" табл. 4.8).
Таким образом, SCOR-карта – стратегическая карта "разрывов KPI" может служить хорошим инструментом контроллинга цепи поставок.
Далее рассмотрим пример[2] последовательной реализации SCOR-модели при разработке системы контроллинга цепи поставок.