Лекция 13. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОД
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• особенности управления водными ресурсами;
• сочетание договорных и административных начал водопользования;
• приоритетность питьевого водоснабжения;
• требования к водопользованию;
уметь
• правильно применять договорные нормы и административные начала в сфере потребления вод;
• анализировать особенности заключения договоров на поставку питьевой воды;
• определять законность и правомерность использования воды промышленных предприятий;
• правильно толковать требования законодательства к водопользованию;
владеть навыками
• работы с документацией, включая договоры на поставку воды (питьевые нужды, для производственной деятельности);
• оценки правомерности сброса в воду загрязняющих веществ промышленными предприятиями;
• исследования правовых методов стимулирования предприятий, применяющих новейшие технологии, связанные с минимизацией воздействия на водные объекты;
• анализа разрешения спорных правовых вопросов в сфере водопользования.
Объекты правового регулирования
Публичное и частное использование вод
Основой использования и охраны вод является Водный кодекс РФ. В нем обозначаются объекты правового регулирования:
• водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;
• водный режим – изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте;
• водопользователь – физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;
• водопользование – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц;
• негативное воздействие вод – затопление, подтопление, разрушение берегов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется:
– для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива;
– реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
– пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
– болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Проблемы возникают при применении законодательства о водах, которые могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, и законодательства о недрах, которые находятся в исключительной (преимущественно федеральной) государственной собственности.
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением на дне водных объектов радиоактивных, иных отходов, токсичных веществ, могут регулироваться Законом РФ "О недрах", а также другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ "О недрах".
Им предусмотрено следующее основание возникновения права пользования подземными водными объектами: решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Законодателем выделены приоритетные публичные цели использования водных объектов – питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение. Обязательными для применения и исполнения являются требования к объектам технического регулирования: источникам питьевого водоснабжения; системам питьевого водоснабжения (централизованным системам, нецентрализованным системам, автономным системам, домовым распределительным системам, системам питьевого водоснабжения на транспорте), обеспечивающим забор, подготовку и подачу питьевой воды к местам ее расходования; питьевой воде, находящейся в системах питьевого водоснабжения, включая горячее водоснабжение; бутилированной питьевой воде, кроме минеральной воды (лечебно-столовой и лечебной).
При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей, органов водного хозяйства на мероприятия по охране водных объектов. Обеспечение рационального использования природных ресурсов неэффективно только мерами административного регулирования (выдачи предписаний, лицензий, государственного контроля и надзора).
Поэтому законодательством предусмотрен экономический механизм рационального водопользования и его стимулирования, включающий учет расходов водопользователей на мероприятия по охране водных объектов при определении платы за пользование водными объектами. Взимание платы предусмотрено в НК РФ.
В ВК РФ предусматривается, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Эта норма корреспондирует ст. 129 ГК РФ, которая предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Законом определяется, что государственные и муниципальные поверхностные водные объекты являются общедоступными. Каждый гражданин может бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если это не запрещено федеральными законами. При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде, муниципальные правила, например требования к пляжам, меры по обеспечению безопасности населения на пляжах и в других местах массового отдыха на водоемах, меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами, меры безопасности на льду, при производстве работ по выемке грунта и выколке льда, установлении знаков безопасности на воде.
Могут запрещаться купание, катание на маломерных судах, забор воды для хозяйственно-бытовых нужд. Информация об ограничении водопользования должна передаваться через СМИ либо посредством установления вдоль берега специальных информационных знаков.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км, у которых береговая полоса составляет 5 м. Согласно ст. 27 3 К РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.
Из судебной практики
В соответствии с определением ВАС РФ от 21 февраля 2008 г. по иску об истребовании из незаконного владения земельного участка, на котором расположены контурные и разделительные дамбы, и признании недействительной регистрации права собственности на дамбы суд, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что спорные дамбы расположены на земельном участке, входящем в состав территории водоохранного назначения, и не подлежат отчуждению.
Каждый может пользоваться (без применения механического транспорта) береговой полосой для передвижения и пребывания, любительского и спортивного рыболовства, причаливания.
Поверхностные воды и земли, покрытые ими, и сопряженные с ними дно и берега водного объекта рассматриваются как единый водный объект. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому либо юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического либо юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Остальные водные объекты, как поверхностные, так и подземные, находятся в федеральной собственности.
Пруд и обводненный карьер относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. В отношении их могут совершаться продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов; эти водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Не допускается отчуждение пруда, обводненного карьера без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц; они не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Собственники, арендаторы водных объектов, водопользователи могут использовать водные объекты самостоятельно, осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений согласно ч. 1 ст. 39 ВК РФ.
В силу договора, а также на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
Ожидаемой стабильности водных отношений с внедрением в них частноправовых методов пока не констатируется; происходит это не из-за недостатков этих методов, а от дефектов организационно-исполнительного механизма, отсутствия в обществе атмосферы неуклонного исполнения законов, преодоления правового нигилизма.
Избранный но западным лекалам путь объявления частной собственности на некоторые водные объекты призван расширить набор прав и повысить ответственность частных владельцев за состояние принадлежащих им прудов и обводненных карьеров при сохранении их долга перед нынешним и будущими поколениями за охрану этих имеющих публичное значение природных ресурсов [1].