Лекция 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЛЕСОВ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• глобальное значение российских лесов;
• правовой статус лесов и лесных участков;
• виды лесопользования и правовые вопросы аренды лесных участков;
• требования правил пребывания граждан в лесах;
уметь
• правильно определять статус лесов и лесных участков;
• составлять, определять существенные условия и анализировать договоры аренды лесных участков, договоры на заготовку древесины и проведение иных работ, связанных с использованием леса;
• консультировать граждан по вопросам правомерности поведения при посещении леса;
владеть навыками
• работы с правовыми документами, включая разрешительную документацию на проведение каких-либо работ в лесах и договоры;
• анализа с правовой точки зрения работы предприятий, связанной с заготовкой леса, древесины и др.;
• анализа сочетания норм лесного законодательства с другими отраслями права, такими как гражданское, административное, налоговое и др.
Объекты правового регулирования
Публичный характер лесопользования
Основой использования и охраны лесов служит Лесной кодекс РФ, которым определяются современные основы российской лесной политики, правовой охраны и использования лесов, обусловленные развитием общественных и экономических отношений в России в XXI в., вводятся понятия леса, лесных участков, регламентируется их взаимодействие с землями лесного фонда, устанавливаются правила использования, купли-продажи, охраны лесных насаждений.
Важным для уяснения правовой охраны лесов и лесопользования является понятие леса, которое становится базовым. С понятием леса связано решение возникших практических задач реализации положений лесного права в условиях инновационной модернизации современной экономики, где получению, экспорту, переработке древесины отводится существенная роль.
В ЛК РФ предусматривается, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия леса как экологической системы или как природного ресурса. С этим тесно связана ст. 6. ЛК РФ, в которой предусматривается, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса находятся.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" указывается, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества (в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особо рода и имеет специальный правовой режим.
Право каждого на благоприятную среду предполагает право на пребывание в лесах, на заготовку и сбор пищевых и иных недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений, иные виды лесопользования.
Важно обеспечение свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах (кроме земель обороны, безопасности, особо охраняемых природных территорий и других в соответствии с федеральными законами) с правом заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов при соблюдении правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления и ухода за лесами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности либо безопасности граждан при выполнении работ.
Странам с развитой рыночной экономикой не чуждо осуществление публичного управления лесами, закрепление их за государством. В Европе не более половины лесных земель находится в частной собственности: доля общественных лесных земель варьируется от 15% в Исландии до 99% в Турции.
В Канаде общественные леса составляют более 90%, в США – около 40%. При этом размежевание собственности и управления в федерациях следующее: в Канаде федерации принадлежит около 1/10, а провинциям – около 9/10 лесов, находящихся в собственности государства; в США на долю федеральных приходится 2/3 государственных лесов, а на долю штатов и местных общественных образований – около 1/3 лесов.
Во многих странах идет приобретение государством, властями частновладельческих лесов, могущих иметь природоохранные, заповедные функции. На характере управления и форм собственности сказываются исторические, социальные, политические факторы, тенденции к объявлению важнейших природных ресурсов общенациональным благом, предметом публичного регулирования.