Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников
Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Она особенно очевидна там, где имеется звуковое сопровождение, ритм сигналов, следующих друг за другом. По ним мы можем судить и о равномерности применяемой человеком энергии, и о пространственном однообразии его движений. Музыка является именно таким ритмическим раздражителем. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение имеет музыка как средство борьбы с переутомлением. Она может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма. Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учитывать соответствующие вкусы отдельных людей.
Как показали научные исследования, построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике, которая, конечно, не осознавалась гениями искусства в момент творения. В частности, речь идет о логике, количестве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. По мнению В. С. Лобзина и М. М. Решетникова, это совпадение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы и создает то прекрасное чувство удовлетворения, обычно характеризуемое как эстетическое восприятие. Музыкальное произведение, полностью состоящее из неожиданностей (какофония), так же как и бесконечно тянущаяся нота, не только не вызывает эстетических ощущений, но может приводить и к психическим нарушениям. Разумеется, помимо рассмотренных эффектов, существенное значение имеют культурные установки и социализация восприятия.
Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. В качестве ритмического раздражителя музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на человека в процессе труда можно понять, исходя из учения А. А. Ухтомского о доминанте. В основе деятельности лежит проявление доминантного возбуждения в определенной совокупности нервных центров, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров. И тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.
Физиологические исследования показывают, что в ритмических движениях при работе руководящая роль принадлежит корковым динамическим стереотипам, но активное участие в них принимают и подкорковые области центральной нервной системы. Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь, регулируемая специальным нервным механизмом — моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему — двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
Выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы сопровождать отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки действительно можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны, их темп усиливают до 72 тактов в минуту, что несколько превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому марши с ритмом 2/4 оказывают бодрящее мобилизующее воздействие. В исследованиях также показано, что ритмы вальса 3/4 оказывают успокаивающее воздействие.
Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние оказывает органная музыка.
При отборе музыкальных произведений необходимо также учитывать, что мелодичные произведения, особенно те, которые обладают четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и ответная реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через 1—4 минуты после начала прослушивания.
В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальные произведения проявляют люди со средней музыкальной культурой. Они достаточно подготовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте. В то же время часть нюансов звучания, отдельные технические моменты исполнения скрыты от них, не отвлекают их внимания от главного содержания музыки и не привносят в акт восприятия слишком явный элемент рассудочности, характерный для реакции знатоков и специалистов.
Кроме того, при подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки. А. Л. Коротаев (1973) показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с сильной и слабой нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная музыка — улучшает деятельность, а неприятная — ухудшает. В напряженной ситуации направление изменения в деятельности у лиц с сильной и слабой нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказалось противоположным. Приятная музыка улучшает деятельность "сильных", причем почти в такой же степени, как и в спокойной ситуации. У "слабых", наоборот, под влиянием приятной музыки обнаружилась четкая тенденция к ухудшению деятельности, т.е. к дальнейшему усилению нервно-психического напряжения. Однако, как позволили установить результаты динамики, такое ухудшение деятельности у "слабых" под влиянием приятной музыки происходит не сразу с включением музыкальной передачи, а лишь спустя 13—15 минут. До этого момента наблюдалось улучшение деятельности. В том же исследовании отмечается отрицательное влияние неприятной музыки, которая в напряженной ситуации сильнее воздействует на "сильных", а "слабые" не обращают на это внимания, как бы отключаются.
Таким образом, рекомендуется Ограничивать музыкальное воздействие на учащихся в зависимости от силы нервной системы: 20—30 минут в спокойной ситуации (перерыв, окончание работы), 10—15 минут — в условиях напряженной работы. В учебных заведениях наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных передач (на переменах) с общим временем звучания в течение смены не более полутора часов. Место размещения громкоговорителей, характер музыкальных передач, громкость и темп должны регулироваться в зависимости от возраста, вкусов, степени занятости внимания (чем больше занято внимания, тем меньше громкость и спокойнее ритм). Программы должны быть разнообразными в разные дни и в течение смены, при этом должна учитываться стадия работоспособности. Каждую передачу следует начинать и заканчивать постоянным позывным сигналом — короткой (15 секунд), ненавязчивой, красивой музыкальной фразой, исполняемой на электромузыкальном инструменте.
Начальный период учебной смены характеризуется пониженной работоспособностью. Чтобы уменьшить его продолжительность, необходимо уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, призванной стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить их эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм. В связи с этим в начале смены музыка может быть темповой, громкой, помогая войти в ритм учебной деятельности. На перемене, в период высокой работоспособности транслируют спокойную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Такая музыка предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности и производительности учебной деятельности. Кроме того, в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на 3—4 децибела.
Типовую программу, применимую в любом учебном учреждении, разработал И. А. Гольдварг (1988). Первая музыкальная передача длится 20—30 минут и призвана сократить период врабатываемости, помочь быстрее включиться в необходимый рабочий ритм. Она состоит из бодрых, жизнерадостных песен, маршей. О начале учебы может предупреждать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае это может быть традиционный звонок, но лучше заменить его переливом колокольчика. Музыка, транслируемая на большой перемене, должна учитывать вкусы и просьбы слушателей и может быть составлена по заявкам учащихся. Последняя музыкальная программа начинается сигналом о конце последнего урока. Она провожает учащихся бодрой веселой музыкой, песнями. Через 10—15 минут "провожающей" музыки идет вторая часть, предназначенная для учащихся вечерней смены. С этой точки зрения большая ответственность ложится на составление музыкальных программ, их жанровую и структурную компоновку, тональность, уровень громкости звучания.
Как показали социологические исследования, в которых изучалось отношение к функциональной музыке, только 6% опрошенных, в основном лица старше 40 лет, относятся к ней негативно. Нередко пожилые учителя отрицательно относятся к музыкальным паузам, что связано с возрастными изменениями, при которых верхняя граница слуха человека значительно снижается, вследствие чего звуковые колебания от 10 000 герц и выше ему могут быть не слышны. Результаты обследования, проведенного учеными среди лиц сорокалетнего возраста, показывают, что верхняя граница чувствительности слуха каждые шесть месяцев снижается примерно на 80 колебаний в секунду.
Подростки и юноши живее реагируют на музыкальные передачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определенную ритмичность (физкультура).
Музыка в учебе и труде, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.
Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более предпочтительным является материал пусть и с текстом, но на незнакомом языке. Такие произведения, соответствующие ритму учебного процесса, воспринимаются аналогично мелодиям инструментальной музыки.
Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.
Для этих же целей может использоваться искусство танца, тренирующего не только мышечную, но и сердечнососудистую и нервную системы. Как показывают публикации американских врачей и психологов, наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительною режима, при этом ганец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М. Р. Тумбе, для такой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации. Как показывают наблюдения, использование танцетерапии вместо традиционной физкультуры значительно повышает психоэмоциональный тонус учащихся.
Решение вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов учащихся требует специально остановиться на применении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий. Применение музыкального сопровождения для занятий аутотренингом существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или наслоение формул самовнушения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, чтобы постараться попасть в такт. В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением последней фазы мобилизации) музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая звучания текста.
Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения оказывают лишь классические произведения (Чайковского, Рахманинова, Баха, Шопена, Глюка, Бетховена и др.).
Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является ритм. Чередование долгих и кратких, "тяжелых" и "легких" звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально-психологических переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. Тем не менее каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют вполне определенные субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и художественного выражения той или иной формы могут ассоциироваться со скорбью спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием. Естественно, нежелательно использование в процессе сеансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби.
Чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, а затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой в настроении.
На основании опытов можно утверждать, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.
В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8—10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.
Выбираются в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучают меланхолия, навязчивая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. Это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.
Для моделирования настроения посетителей комнаты разгрузки можно порекомендовать следующие музыкальные произведения:
• при переутомлении и нервном истощении — пьеса "Утро" из сюиты Э. Грига "Пер Гюнт", "Прощание с родиной" (полонез) М.Огинского;
• при угнетенном меланхолическом настроении — ода "К радости" Л. Ван Бетховена, "Аве Мария" Ф. Шуберта;
• при выраженной раздражимости, гневности — "Хор пилигримов" из оперы Р. Вагнера "Тангейзер", "Сентиментальный вальс" П. И. Чайковского;
• при снижении сосредоточенности внимания — пьесы из фортепианного цикла "Времена года" П. И. Чайковского, "Лунный свет" К. Дебюсси, "Грёзы" Р. Шумана.
Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как "Баркарола" П. И. Чайковского, "Пастораль" Ж. Бизе, Соната до мажор (часть3) Ж. М. Леклера, "Лебедь" К. Сен-Санса, "Сентиментальный вальс" П. И. Чайковского. Для более широкой аудитории можно использовать такие популярные произведения, как романс Д. Д. Шостаковича из кинофильма "Овод", "Старинная песенка" Ж. Бизе, "История любви" Ф. Лея, "Вчера" Дж. Леннона, "Элегия" Г. Форе и др.
Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью "Чардаша" Ф. Монти, "Аделиты" Г. Пёрселла, "Шербурских зонтиков" М. Леграна и др.
Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учебной смены, табл. 9.1) и мобилизацию (перед занятиями, табл. 9.2).
Таблица 9.1. Музыкальные произведения для занятий аутогенной тренировкой (успокаивающий вариант)
Упражнение |
Музыкальный фон |
Продолжительность |
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха |
И. С. Бах. Прелюдия № 1 |
2 мин |
Расслабление мимических мышц |
И. С. Бах. Прелюдия № 8 |
4 мин 30 с |
Расслабление мышц рук |
И. С. Бах. Хор |
3 мин 20 с |
Расслабление мышц туловища |
Ф. Шопен. Прелюдия № 4 |
2 мин 5 с |
Расслабление мыши ног |
Ф. Шопен. Прелюдия № 13 |
4 мин 35 с |
Регуляция ритма дыхания |
Ф. Шопен. Прелюдия № 15 |
1 мин 10 с |
Регуляция ритма сердечных сокращений |
||
Выход из состояния расслабленности |
К. Глюк. "Мелодия" |
4 мин 5 с |
Общая активизация |
Ф. Шопен. Прелюдия № 17 |
3 мин 45 с |
Таблица 9.2. Музыкальные произведения для занятий аутогенной тренировкой (мобилизующий вариант)
Упражнение |
Музыкальный фон |
Продолжительность |
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха |
И. С. Бах. Прелюдия № 1 |
2 мин |
Расслабление мимических мышц |
И. С. Бах. Прелюдия № 8 |
4 мин 30 с |
Расслабление мышц рук |
И. С. Бах. Хор |
3 мин 20 с |
Расслабление мышц туловища |
Ф. Шопен. Прелюдия № 4 |
2 мин 5 с |
Расслабление мышц ног |
Ф. Шопен. Прелюдия № 13 |
4 мин 35 с |
Мобилизация физического и психического тонуса |
К. Глюк. "Мелодия" |
4 мин 5 с |
Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности |
М. Таривердиев. "Мгновения" |
1 мин 45 с |
Ж. Визе — Р. Щедрин. Тема "Тореадор" |
45 с |