Лекция 15. Использование методик социально- психологического исследования в дошкольном возрасте
В результате изучения главы студент должен:
знать
• основные принципы проведения социально-психологического исследования детей дошкольного возраста;
уметь
• подбирать методы и методики исследования социального развития дошкольников в соответствии с их возрастом, целями и задачами диагностики;
• анализировать полученные в ходе социально-психологической диагностики данные, исходя из методологических оснований отечественной психологии;
владеть
• навыками построения схемы социально-психологического обследования ребенка или группы детей дошкольного возраста.
Выявление положения ребенка-дошкольника в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими с помощью социометрии (методика "Два дома")
Большинство научных исследований подтверждает, что взаимодействие ребенка со сверстниками является решающим фактором в усвоении общественно-исторического опыта, в овладении выработанных человечеством способов умственной и практической деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Я. 3. Неверович, В. В. Рубцов и др.). Таким образом, можно говорить о том, что проблемы, встающие перед детьми в сфере коммуникации, являются не локальными, а влияют на все их психическое развитие. Успешность в групповом взаимодействии, в том числе в игровой деятельности, – основа благополучного психического развития ребенка, его эмоционального состояния, самооценки, личностного стиля поведения, отношения к окружающему миру. В связи с этим важно уметь диагностировать социально-психологические характеристики развития ребенка, в том числе определять его социальный статус и место в структуре групповых взаимоотношений. При работе с дошкольниками с этой целью используются различные модификации социометрического метода Дж. Морено, которые помогают отнести детей к одной из следующих категорий: "звезды" "предпочитаемые", "пренебрегаемые", "изолированные".
Применительно к дошкольному возрасту различные варианты социометрических методик были разработаны Я. Л. Коло- минским, Т. А. Репиной, Т. А. Сенько, Р. К. Терещук и др. Мы остановимся на одной из них – методике "Два дома" в модификации Р. И. Говоровой и Е. К. Ягловской[1].
Данная методика позволяет оценить взаимоотношения 4–7-летних детей в группе детского сада:
• отношение каждого ребенка ко всем детям группы;
• представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы;
• каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей;
• что именно нравится или не нравится детям друг в друге.
Обследование рекомендуется проводить индивидуально
с каждым ребенком так, чтобы другие дети не узнали о его выборах.
Проведение методики требует предварительной подготовки.
Прежде всего необходим список детей группы, который переписывают на горизонтально разлинованный лист в следующем порядке: сначала старшие дети, потом младшие (если группа разновозрастная); внутри каждой подгруппы записываются сначала девочки, затем мальчики. В списке сначала записывают имя ребенка, затем фамилию, чтобы расспрашивая у ребенка о других детях, называть фамилию только тогда, когда требуется уточнить, о каком именно ребенке идет речь. Весь список заново нумеруют.
Стимульным материалом является лист со схематичным изображением двух домов – красного и серого.
На бланке протокола сверху записывают имя и фамилию ребенка, а в строке, напротив его фамилии в списке, либо делают яркий прочерк, либо пишут во всю строку: "сам ребенок". На каждом протоколе ставится дата проведения эксперимента, номер и адрес детского сада, фамилия ведущего обследование.
Каждый лист протокола разделен вертикальными линиями на 4 части. Первая часть разделена, в свою очередь, на 3 более узкие вертикальные графы. Над ними проставляют цифры 1, 2, 3. В первой графе отмечают симпатии и антипатии обследуемого ребенка относительно всех детей группы, во второй – симпатии и антипатии детей к этому ребенку, в третьей – предположения этого же ребенка по поводу того, кто из детей группы его любит, а кто нет.
Процедура проведения. Взрослый показывает ребенку нарисованные два дома и дает ребенку следующую инструкцию: "Мы сейчас с тобой поиграем. Пусть, как будто бы, ты переехал в большой красивый красный дом. В этом доме ты самый-самый главный. Можешь поселить сюда же и детей своей группы, кого захочешь, а кого не захочешь, можешь поселить в другой, серый, не очень красивый дом". Психолог фиксирует высказывания ребенка в протоколе, а затем просит ребенка аргументировать свои выборы. Далее он спрашивает о том, кого бы ребенок не хотел поселить в свой красный дом, а отправил бы в серый, и фиксирует его высказывания.
Затем проводится опрос относительно всех оставшихся детей группы.
Авторы предлагают провести дополнительное обследование на следующий день или позже. Психолог вторично приглашают каждого ребенка: "Я поиграл(-а) со всеми, и все, как и ты, распределили детей по домам. Как ты думаешь, кто из детей взял тебя в свой красный дом, а кто, может быть, поселил в серый?" Зачитывается список детей по порядку, и все, что предполагает ребенок. Затем обсуждаются предпочтения ребенка, его предположения и реальные выборы сверстников.
В результате может возникнуть восемь различных сочетаний:
1) ребенок симпатизирует другому, уверен во взаимной симпатии и действительно ее имеет;
2) ребенок симпатизирует другому, но думает, что взаимной симпатии нет, хотя ошибается в этом;
3) ребенок симпатизирует другому, уверен во взаимной симпатии, хотя в действительности ее нет;
4) ребенок симпатизирует другому, предполагает, что тот его не любит, что соответствует действительности;
5) ребенок не любит другого, но предполагает, что тот его любит, и это действительно так;
6) ребенок не любит другого, предполагает, что и тот его не любит, но ошибается в этом;
7) ребенок не любит другого, предполагает, что сам ему нравится, хотя в действительности это не так;
8) ребенок не любит другого, предполагает, что и тот ему не симпатизирует, что справедливо.
Обработка данных. После проведения обследования всех детей группы подсчитывают число положительных выборов, совпадений и несовпадений.
Таким образом, в протоколе каждого ребенка подсчитывают 7 параметров, образующих баллы:
1) число выборов самого ребенка;
2) число выборов этого ребенка другими детьми;
3) число предполагаемых ребенком выборов его другими детьми;
4) число взаимных выборов;
5) число совпадений реальных и предполагаемых выборов;
6) число совпадений собственных и предполагаемых выборов;
7) число взаимных и предполагаемых выборов.
На следующем этапе обработки все баллы каждого ребенка переводятся в уровни: "высокий", "средний", "низкий" (В, С, Н).
Все это переносят в первоначальный список детей группы – сначала против каждой фамилии все баллы, затем тут же в строке все уровни.
Дети, попадающие по всем параметрам (или по большинству из них) в высшую группу, – это дети, которые хорошо, уверенно чувствуют себя среди сверстников, они любят сами, любимы другими, да к тому же и уверены в хорошем к себе отношении других детей группы. Детям из самой неблагополучной группы требуется помощь со стороны психолога и педагогов. Иногда встречаются дети, по одним параметрам входящие в наиболее благополучную группу, по другим – в неблагополучную.
На основе полученных данных можно составить предварительные представления о положении каждого ребенка в группе и познакомить с ними воспитателей и родителей.
Такие количественные показатели необходимы для первоначального анализа групповых взаимоотношений. Уточнить представления о положении ребенка в группе помогает анализ высказываний детей по поводу своих выборов. Аргументы характеризуют как других детей, так и самого ребенка. Они могут свидетельствовать об осознанности отношения к тому или иному члену группы, ценностях ребенка, специфике вербализации оценки сверстников (ее развернутости, разнообразии, обобщенности, ситуативности), самостоятельности суждений, активности позиции ребенка и т.д.
На основе полученных данных, количественного и качественного их анализа составляется характеристика социального положения ребенка в группе сверстников и группы в целом, даются необходимые рекомендации и намечаются пути коррекционной работы.
Целесообразно сопоставить данные, полученные с помощью социометрии, с результатами непосредственных наблюдений психологов и педагогов, что позволит не только уточнить полученные социометрические результаты, но и получить информацию о том, насколько успешно и адекватно конкретный ребенок реализует свои отношения.
Наблюдая, важно сосредоточить свое внимание на том, есть ли у ребенка постоянные партнеры по игре, с кем он предпочитает общаться; к кому чаще всего обращается за помощью и с предложениями о совместной игре, отвечают ли ему согласием; насколько длительны его контакты и т.п.