Использование информационных технологий при сбыте товаров
Сбыт продукции - это одна из сторон коммерческой деятельности промышленного предприятия и является результатом его работы. Как правило, сбыт рассматривается применительно к производственному предприятию и включает в себя комплекс маркетинговых и логистических операций.
На уровне предприятия к функциям сбытовой логистики следует отнести оперативно-сбытовую работу и обеспечение физического продвижения товаров от продавца к потребителю.
Оперативно-сбытовая работа связана с логистикой и включает в себя: I) разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции предприятиям: 2) приемку готовой продукции от цехов предприятия и подготовку ее к отправке покупателям; 3) организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой; 4) контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.
При отпуске товаров потребителям оптовым предприятием возможно два варианта. Первый вариант - покупатель сам приезжает на склад и забирает товар (в обиходе называется "самовывоз"). Второй вариант - централизованная доставка - на сладе есть отдел доставки, который занимается отправкой товаров покупателям по их заявкам.
Подавляющее большинство оптовых баз в настоящее время осуществляет доставку товаров в розницу, что является серьезным конкурентным преимуществом компании и от своевременности доставки зависит успех предприятия на рынке. Поэтому можно считать возможным принятие дня оптовых баз принципов сбытовой логистики, так как современный складской комплекс осуществляет производственные функции по доработке продукции (изменение упаковки, комплектация заказов и т.д.).
В условиях постоянно изменяющего ассортимента товаров (как по ширине, так и по глубине), появления модификации товаров с учетом потребностей покупателей, дистрибьюция (распределение) товаров в сфере обращения постоянно усложняется. Поэтому информационные технологии позволяют эффективно управлять материальными потоками как на уровне отдельного торгового предприятия (складирование, отгрузка товаров, доставка потребителям), так и в цепи поставок.
Одним из вариантов доставки товаров потребителям с элементами ИТ является технология "Van Selling". Это мелкооптовая торговля с доставкой товара и оформлением заказов на месте (буквально - "продажа с колес").
Из названия самого метода понятно, что ключевым элементом является "van" - автомобиль, оснащенный бортовым компьютером, кассовым аппаратом и другим необходимым торговым оборудованием. Утром автомобиль загружается товаром, торговые представители занимают свои места в машине, а затем начинается автомобильный объезд по городским точкам розничной торговли (магазинам, киоскам). Непосредственно на месте проводятся переговоры и при согласии клиента оформляются все необходимые документы и производится отгрузка товара. В конце рабочего дня машина возвращается на склад, где производится переучет и подготовка к следующему дню.
Выводы
1. Товародвижение на уровне оптового предприятия включает в себя: закупку товаров; складирование; сбыт. Неотъемлемой частью основных этапов товародвижения является использование информационных технологий на всех участках предприятия.
2. Информационные технологии в логистике используются на всех этапах товародвижения и способствуют времени сокращения цикла
поставки товаров, увеличению точности и скорости поставок товаров потребителям, обеспечению должного качества и количества товаров, заявленных в договоре.
3. Обзор программных средств в области логистики свидетельствует, что вместе с программными средствами иностранного производства, в настоящее время используются разработки отечественных программистов. Для получения качественных программных продуктов в области управления логистикой на микроуровне необходима детальная проработка условий их использования и описание всех бизнес-процессов предприятия